Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 января 2007 г. N Ф03-А51/07-1/5153
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 31.07.2006, постановление от 07.11.2006 по делу N А51-5570/2006 36-130 Арбитражного суда Приморского края, по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду N 29, 3-е лицо: Администрация муниципального образования Черниговского района в лице Финансового управления Черниговского района, о взыскани 7774,98 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2007. Полный текст постановления изготовлен 30.01.2007.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду N 29 (МДОУ N 29) о взыскании 7774,98 руб., составляющие расходы, понесенных истцом в результате предоставления проживающим на территории Черниговского района педагогическим работникам льгот по оплате тепловой энергии. В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Администрация Черниговского района, Департамент финансов администрации Приморского края и Министерство финансов РФ.
Определением суда от 22.06.2006 Министерство финансов РФ привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
Решением суда от 31.07.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.11.2006, иск удовлетворен в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в соответствии со ст.ст. 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице УФК по Приморскому краю, в которой заявитель просит отменить решение суда и в иске по отношению к нему отказать.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на отсутствие доказательств принадлежности лиц, которым предоставлялись льготы, к перечисленным в ст. 55 Федерального закона "Об образовании" категориям. Со ссылкой на отнесение финансирования льгот педагогическим работникам по ведомственной принадлежности к полномочиям Минобразования РФ, указывает на отсутствие оснований для привлечения его к ответственности по настоящему спору.
Кроме того, по мнению Минфина РФ, истцом не представлены надлежащие доказательства в обоснование исковых требований.
В судебное заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
При проверке законности обжалуемых судебных актов установлено, что отмене они не подлежат в силу следующих обстоятельств.
Спор возник в связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот по оплате тепловой энергии работникам дошкольного образовательного учреждения, проживающим на территории Черниговского района, в сумме 7774,98 руб.
Задолженность в указанном размере подтверждена актом сверки, составленным с ДОУ N 29, поэтому доводы жалобы об отсутствии доказательств предоставления льгот в заявленном размере отклоняются.
Удовлетворяя исковое требование за счет казны РФ, суд первой и апелляционной инстанций, руководствуясь закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Федеральным законом "Об образовании", постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", а также Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", правомерно исходил из того, что финансирование льгот рассматриваемой категории граждан должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Исследовав объем целевого финансирования субъекта РФ и муниципального образования из федерального бюджета, суд установил, что Российской Федерацией не исполнены в полном объеме установленные федеральным законодательством обязательства по предоставлению бюджету субъекта Федерации средств для компенсации спорных расходов.
Так, на основании статьи 53 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" и постановления Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" в бюджет Приморского края для возмещения рассматриваемых расходов поступило в 2004 году 39699 тыс. руб.
Указанные денежные средства распоряжением губернатора Приморского края распределены по муниципальным образованиям, в том числе Черниговскому району в сумме 3191 тыс. руб., которые последним перечислены предприятиям, предоставляющим услуги ЖКХ.
Доказательств нецелевого использования полученных субъектом и муниципальным образованием федеральных бюджетных средств в деле не имеется.
Поскольку объем переданных из федерального бюджета денежных средств не покрыл фактическую потребность муниципального образования в финансировании рассматриваемых расходов, что привело к возникновению убытков у истца, суд правомерно взыскал спорную сумму с казны РФ в лице Минфина РФ со ссылкой на положения ст. 1069 ГК РФ, 1071, п. 3 ст. 125 ГК РФ. Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации", сумма убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности. Поэтому судом кассационной инстанции не принимаются в качестве основания для отмены судебных актов и отказа в иске по отношению к нему доводы заявителя жалобы относительно обеспечения финансовыми ресурсами на указанные цели Министерства образования РФ.
Подлежат отклонению как несостоятельные, и доводы заявителя жалобы относительно недоказанности принадлежности лица, получившего льготы к педагогическим работникам, имеющим право на получение данного вида льгот в соответствии с ФЗ "Об образовании". Согласно ст. 12 названного закона дошкольное учреждение является одним из типов образовательных учреждений, на которое распространяется действие законодательства в области образования, в том числе, установленных для педагогических работников социальных гарантий.
С учетом изложенного, решение и постановление суда приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округ постановил:
Решение от 31.07.2006, постановление от 07.11.2006 по делу N А51-5570/2006 36-130 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку объем переданных из федерального бюджета денежных средств не покрыл фактическую потребность муниципального образования в финансировании рассматриваемых расходов, что привело к возникновению убытков у истца, суд правомерно взыскал спорную сумму с казны РФ в лице Минфина РФ со ссылкой на положения ст. 1069 ГК РФ, 1071, п. 3 ст. 125 ГК РФ. Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации", сумма убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности. Поэтому судом кассационной инстанции не принимаются в качестве основания для отмены судебных актов и отказа в иске по отношению к нему доводы заявителя жалобы относительно обеспечения финансовыми ресурсами на указанные цели Министерства образования РФ.
Подлежат отклонению как несостоятельные, и доводы заявителя жалобы относительно недоказанности принадлежности лица, получившего льготы к педагогическим работникам, имеющим право на получение данного вида льгот в соответствии с ФЗ "Об образовании". Согласно ст. 12 названного закона дошкольное учреждение является одним из типов образовательных учреждений, на которое распространяется действие законодательства в области образования, в том числе, установленных для педагогических работников социальных гарантий."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 января 2007 г. N Ф03-А51/07-1/5153
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании