Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 февраля 2007 г. N Ф03-А51/07-1/168
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4711
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения "Дальэнергосбыт" на решение от 06.06.2006, постановление от 21.11.2006 по делу N А51-3256/2006-27-95 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения "Дальэнергосбыт" к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации Артемовского городского округа, Финансовому управлению Администрации Артемовского городского округа о взыскании 207 рублей 32 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2007 года.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в интересах Артемовского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании 207 рублей 32 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с реализацией льгот по оплате электроэнергии, предоставленных в период с октября по декабрь 2001 года работникам здравоохранения, проживающим в сельской местности в соответствии с Постановлением Всероссийского Центрального исполнительного комитета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках", а также Основами законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 N 5487-1.
Решением от 06.06.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.11.2006, суд, признав ответственным по иску казну РФ в лице Министерства финансов РФ, в удовлетворении исковых требований отказал в связи с пропуском истцом срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе ОАО "Дальэнерго", которое полагает их отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель указывает на пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 15 от 12.11.2001 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 18 от 15.11.2001 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности", согласно которому течение срока исковой давности в соответствии со статьей 200 ГК РФ начинается с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, а поскольку истец узнал о наличии льгот у граждан только в апреле 2004 года, то срок исковой давности им не пропущен.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Отзывов на жалобу не представили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа находит жалобу обоснованной, состоявшиеся по делу судебные акты, как принятые с неправильным применением норм материального права к установленным обстоятельствам дела, подлежащими отмене с вынесением решения об удовлетворении исковых требований.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Дальэнерго" в период с октября по декабрь (включительно) 2001 года осуществляло отпуск электрической энергии Колотуша Татьяне Алексеевне, проживающей в п. Артемовский по ул. Пархоменко, 14-13, являющейся медицинской сестрой ГУЗ "Краевой специализированный дом ребенка N 2", в результате чего, в связи с наличием задолженности у указанной гражданки, у истца образовались убытки.
Как следует из представленного в материалы дела решения мирового судьи судебного участка N 33 г. Артема от 30.04.2004 по делу N 2-388-04 задолженность у Колотуша Т.А. за предоставленные услуги по энергоснабжению в 2001 году образовалась в связи с наличием у указанного лица льготы на основании Постановления ВЦИК СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках". С учетом указанного решения Артемовский филиал ОАО "Дальэнерго" произвел льготнику перерасчет.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
В силу пункта 10 Постановления ВЦИК СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" квалифицированным медицинским работникам, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках должны быть предоставлены соответствующим местным исполкомом или подлежащим учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре.
Пункт 9 статьи 63 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" устанавливает, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В ФЗ N 119-ФЗ от 24.06.1999 "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться за счет средств федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Постановлением Правительства от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах и порядке организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Федеральным Законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" соответствующие субсидии в бюджеты субъектов РФ не предусматривались.
Судом установлено, что порядка финансирования расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг медицинским работникам Российской Федерации до 2003 года принято не было, финансирование из федерального бюджета не осуществлялось.
После чего, в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) было предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитывается в межбюджетных отношениях в порядке установленном Правительством РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Согласно ст. 71 Конституции РФ, ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", а также ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих исключительно из федерального бюджета финансирование обеспечения осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, расходы предприятий по представлению льгот квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках не должны взыскиваться за счет средств бюджета субъекта при отсутствии его финансирования на указанные цели из федерального бюджета.
В силу изложенного законодательства, суд обоснованно признал надлежащим ответчиком по настоящему делу Министерство финансов Российской Федерации.
Вместе с тем, при рассмотрении спора судом, в нарушение положений пункта 2 статьи 199, пунктов 1, 2 статьи 200 Гражданского кодекса РФ, статей 12, 242 Бюджетного кодекса РФ, сделан неправомерный вывод о пропуске истцом срока исковой давности, который по мнению суда начал течь с 01.01.2002 и истек 01.01.2005.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
С учетом указанной нормы права, довод истца о том, что ОАО "Дальэнерго" узнало о наличии льготы у Колотуша Т.А. только в апреле 2004 года при вынесении решения мировым судьей судебного участка N 33 о частичном отказе ОАО "Дальэнерго" в иске к Колотуша Т.А. о взыскании задолженности по оплате электрической энергии за период с октября по декабрь 2001 года, как имеющей право на льготу, соответственно, срок исковой давности начал течь с этого момента, судом отклонен необоснованно, поскольку только тогда истцу стало известно о наличии у нее льготы, так как документов, подтверждающих льготу до этого момента в "Дальэнергосбыт" представлено не было.
Поскольку суд неправильно применил нормы материального права к установленным обстоятельствам дела, судебные акты подлежат отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.06.2006, постановление от 21.11.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-3256/2006-27-95 отменить.
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу ОАО "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения "Дальэнергосбыт" 207 рублей 32 копейки.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист и произвести поворот исполнения отмененных судебных актов в части взыскания госпошлины по иску и апелляционной жалобе в установленном порядке.
Выдать справку ОАО "Дальэнерго" в лице Артемовского отделения "Дальэнергосбыт" на возврат из федерального бюджета государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей по платежному поручению N 10413 от 14.12.2006.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 февраля 2007 г. N Ф03-А51/07-1/168
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании