Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 марта 2007 г. N Ф03-А51/07-1/474
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 10.10.2006, постановление от 13.12.2006 по делу N А51-10572/2006 36-274 Арбитражного суда Приморского края, по иску КГУП "Примтеплоэнерго" в интересах филиала "Находкинский" к администрации Находкинского городского округа, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 15662 руб. 30 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2007 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в интересах филиала Находкинский обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации Находкинского городского округа, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании убытков 15662,30 рублей, возникших в результате предоставления в 2003 году льгот по оплате услуг теплоснабжения отдельной категории граждан в соответствии с ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
Решением от 10.10.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.12.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", выделялись не в полном объеме. В иске к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением от 10.10.2006 и постановлением апелляционной инстанции от 13.12.2006, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что в соответствии со статьей 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По мнению заявителя жалобы, суд необоснованно возложил на него ответственность по возмещению расходов, понесенных истцом вследствие предоставления льгот в соответствии с ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", так как они финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета.
Приводит доводы о том, что Министерство финансов РФ выполнило свои обязательства, поскольку денежные средства, предусмотренные в Фонде компенсаций на реализацию рассматриваемого закона, распределены по субъектам РФ в полном объеме.
Заявитель также ссылается на необоснованное включение истцом в расчет убытков сумм НДС, начисленных на стоимость услуг, поскольку в силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации бюджеты различных уровней не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, в период 2003 года КГУП "Примтеплоэнерго" в лице филиала Находкинский предоставляло льготы за счет собственных средств по оплате тепловой энергии отдельным категориям граждан на основании ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
Всего за указанный период истец предоставил льготы на сумму 15622,30 рублей, что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.
В связи с невозмещением органами государственной власти и органами местного самоуправления истцу указанных расходов у последнего образовались убытки, о взыскании которых заявлены настоящие требования в порядке статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя требования КГУП "Примтеплоэнерго" в лице филиала Находкинский за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, суд правомерно руководствовался статьей 7 ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда полным кавалерам ордена Трудовой Славы" от 09.01.1997 N 5-ФЗ, предусматривающей возмещение расходов за счет средств бюджетов субъектов РФ с последующей компенсацией затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2002 N 333 установлен порядок финансирования указанного Закона за счет средств бюджетов субъектов с последующей компенсацией затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели.
Таким образом, вывод суда о том, что возмещение расходов на реализацию ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" осуществляется за счет средств федерального бюджета, является правомерным.
Согласно статьям 72, 76 Конституции РФ и статье 9 "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", раздел полномочий РФ и субъектов в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее решение.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах", а также Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе бюджетного федерализма на период до 2005 года" ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Кроме того, статьей 84 Бюджетного кодекса РФ предусматривается, что обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов других уровней, финансируются исключительно из федерального бюджета.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" N 126-ФЗ от 25.09.1997, а также пункту 5 статьи 4, статьи 38 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ на органы местного самоуправления может быть возложена ответственность за неисполнение федеральных законов только в том случае, если им одновременно с наделением полномочий Российской Федерации переданы материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления указанных полномочий.
В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" финансирование текущих расходов по реализации ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" осуществляется из фонда компенсаций.
Как следует из Закона Приморского края "Об исполнении краевого бюджета на 2003 год" от 12.08.2003 N 68-КЗ поступившие из Фонда компенсаций в 2003 году в сумме 335 тыс. рублей соответственно распределены в полном объеме между муниципальными образованиями, в том числе Находкинский городской округ. Однако объем передаваемых средств не покрывает расходы предприятий на предоставление льгот.
Доказательств нецелевого использования субъектом Российской Федерации указанных денежных средств в деле не имеется.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Находкинского городского округа, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 15622,30 рублей за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Доводы кассационной жалобы о неправомерном включении в сумму исковых требований НДС судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку согласно ФЗ "О налоге на добавленную стоимость" физические лица не являются плательщиками НДС. При рассмотрении спора судом не установлено и заявителем жалобы не представлено доказательств, что в стоимость представленных к возмещению компенсационных сумм включен НДС.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 10.10.2006 и постановление апелляционной инстанции от 13.12.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-10572/2006 36-274 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 марта 2007 г. N Ф03-А51/07-1/474
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании