Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 марта 2007 г. N Ф03-А51/06-1/5652
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Задоя А.В. - ведущий специалист правового управления, доверенность от 11.12.2006 N 1-3/6519, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Владивостока на постановление от 15.11.2006 по делу N А51-8543/06 1-310 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Прокуратуры Приморского края в защиту интересов Приморского края в лице Комитета по управлению государственным имуществом Приморского края к администрации г. Владивостока, 3-и лица: муниципальное образовательное учреждение "Специальная (коррекционная) школа-интернат N 1 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии г. Владивостока", муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонением в развитии "Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад I-II вида N 178 г. Владивостока, муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад IV вида N 3 г. Владивостока", о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2007. Полный текст постановления изготовлен 06.03.2007.
Прокуратура Приморского края обратилась в Арбитражный суд Приморского края в защиту интересов Приморского края в лице Комитета по управлению государственным имуществом Приморского края с заявлением о признании незаконными действий администрации г. Владивостока (далее - Администрация), выразившихся в отказе передать в собственность Приморского края имущество муниципального образовательного учреждения "Специальная (коррекционная) школа-интернат N 1 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии г. Владивостока", имущество муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонением в развитии "Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад I-II вида N 178 г. Владивостока, имущество муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад IV вида N 3 г. Владивостока" и обязании Администрации направить в администрацию Приморского края предложения о передаче в собственность Приморского края данного имущества.
В порядке ч. 2 ст. 130 АПК РФ арбитражным судом объединены в одно производство дела NN А51-8543/06 1-310, А51-8530/06 1-311, А51-8537/06 1-312 с присвоением единого номера А51-8543/06 1-310.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное образовательное учреждение "Специальная (коррекционная) школа-интернат N 1 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии г. Владивостока", муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонением в развитии "Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад I-II вида N 178 г. Владивостока, муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад IV вида N 3 г. Владивостока"
Решением от 27.07.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано, в связи с отсутствием в действиях Администрации нарушений закона, а также нарушений прав субъекта Российской Федерации в лице Комитета по управлению государственным имуществом администрации Приморского края.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.11.2006 решение от 27.07.2006 отменено, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован признанием Администрацией заявленных требований в полном объеме, а также тем, что отказ в передаче в собственность Приморского края имущества не соответствует закону и нарушает права и законные интересы субъекта РФ в лице Комитета по управлению государственным имуществом администрации Приморского края.
В кассационной жалобе администрация г. Владивостока просит постановление от 15.11.2006 отменить в части обязания Администрации в срок до 01.12.2006 направить в Администрацию Приморского края предложения о передаче в собственность Приморского края имущества вышеперечисленных учебных заведений. Считает, так как на основании п. 3 ч. 8 ст. 85 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-Ф3 органы местного самоуправления до 01 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с разграничением полномочий, установленным федеральными законами. Поэтому суд, обязав Администрацию направить предложения о передаче в собственность имущества, нарушил срок, установленный указанным Федеральным законом. Кроме того, полагает, что в соответствии с п. 10 ст. 35 этого же Федерального закона необходимо утверждение перечня передаваемого имущества представительным органом муниципального образования.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, и настаивал на ее удовлетворении.
Представители иных участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, участия в судебном заседании не принимали.
Проверив законность постановления от 15.11.2006, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ для его отмены, не установил.
Как следует из материалов дела, 28.02.2006 Департамент образования и науки администрации Приморского края обратился в администрацию г. Владивостока с письмом N 20-03/507, в котором предложил рассмотреть вопрос о передаче шести специальных (коррекционных) образовательных учреждений и оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, из муниципальной собственности в собственность края и утвердить данное предложение представительным органом местного самоуправления.
Администрация г. Владивостока письмом от 16.03.2006 N 2065Д отклонила предложения Департамента образования и науки администрации Приморского края, указав, что нормы Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" от 31.12.2005 N 199-ФЗ, Федерального закона "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 ФЗ не затрагивают вопросов передачи в собственность субъекта Российской Федерации муниципального имущества.
Считая отказ администрации г. Владивостока незаконным, Прокуратура Приморского края обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
05.10.2006 при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции администрация г. Владивостока признала заявленные требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции удовлетворил заявление.
В соответствии с п. 3 ч. 8 ст. 85 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления до 01 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с разграничением полномочий, установленным федеральными законами, в порядке, установленным ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
В силу п. 13 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится, в том числе решение вопросов организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта РФ.
Согласно п. 6.2 ст. 29 ФЗ "Об образовании" с изменениями, внесенными ФЗ от 31.12.2005 N 199-ФЗ, к компетенции субъектов Российской Федерации относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ.
Исходя из указанных норм права, выводы суда апелляционной инстанции о том, что спорные образовательные учреждения подлежат передаче в собственность субъекта Российской Федерации, а также о том, что срок, установленный для передачи спорного имущества - до 01.01.2008, не имеет отношения к рассматриваемому спору, так как в рамках настоящего дела оспариваются действия Администрации в части отказа передать в государственную собственность Приморского края имущество, выраженного в письме от 16.03.2006 N 2065Д, являются обоснованными.
Правомерно отклонен судом апелляционной инстанции вывод суда первой инстанции о том, что с предложением о передаче имущества в администрацию г. Владивостока обратилось неуполномоченное лицо, исходя из следующего.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ установлен ч. 11 ст. 154 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
В соответствии с указанным порядком предложения о передаче муниципального имущества направляются органами местного самоуправления уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, осуществляющим полномочия собственника имущества. Следовательно, обязанность по обращению с указанным предложением возложена на администрацию г. Владивостока как на орган местного самоуправления, а не на Комитет по управлению государственным имуществом по Приморскому краю.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции на основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ установив, что действия (бездействие) администрации г. Владивостока, выразившиеся в отказе передать имущество учебных заведений, не соответствуют закону, правомерно принял решение о признании их незаконными.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на незаконность постановления от 15.11.2006 в части обязания администрации г. Владивостока в срок до 01.12.2006 направить в администрацию Приморского края предложения о передаче в собственность Приморского края имущества учебных заведений подлежит отклонению в силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, предусматривающего, что в резолютивной части принятого решения должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения. В частности, суд вправе обязать данный орган подготовить проект предложения и направить его заявителю в определенный срок.
С учетом изложенного постановление от 15.11.2006 соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, поэтому основания для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 15.11.2006 по делу N А51-8543/06 1-310 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 марта 2007 г. N Ф03-А51/06-1/5652
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании