Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 марта 2007 г. N Ф03-А51/07-2/146
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Приморскому краю на решение от 07.11.2006 по делу N А51-11967/06 31-355 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению открытого акционерного общества "Л" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Приморскому краю о признании незаконными действий налогового органа по выставлению инкассовых поручений NN 46375, 46376, 46377 от 15.08.2006 и NN 46386, 46387, 46388 от 16.08.2006.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 марта 2007 года.
Открытое акционерное общество "Л" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Приморскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) по выставлению инкассовых поручений NN 46375, 46376, 46377 от 15.08.2006, NN 46386, 46387, 46388 от 16.08.2006.
Решением суда от 07.11.2006 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что действия инспекции по выставлению всех инкассовых поручений (кроме N 46375 от 15.08.2006) не соответствуют Налоговому кодексу РФ (далее - НК РФ), так как вопрос о взыскании с общества налогов должен решаться налоговым органом не в безакцептном порядке, а конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Инкассовое поручение N 46375 от 15.08.2006, согласно мотивировочной части суда, выставлено на основании требования от 26.07.2006 N 216751, которое было направлено налогоплательщику с нарушением трехмесячного срока, установленного пунктом 1 статьи 70 НК РФ.
Указание суда на пункт 1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) в данном случае является опечаткой и подлежит исправлению в соответствии со статьей 179 АПК РФ.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда в связи с допущенными судом нарушениями норм материального права и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, введение процедуры банкротства в отношении общества не освобождает его от обязанности платить законно установленные налоги и сборы. Требования кредиторов по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в установленном законодательством порядке.
Ходатайством от 22.02.2007 N 10-27/1692 инспекция просит рассмотреть кассационную жалобу без участия своего представителя.
Общество в отзыве на кассационную жалобу отклоняет требования инспекции, считает принятое судом решение законным и обоснованным. Извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы участия в рассмотрении дела по кассационной жалобе инспекции не принимало.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судом кассационной инстанции установлено следующее.
Как следует из материалов дела, 15 и 16 августа 2006 года налоговый орган выставил инкассовые поручения NN 46375, 46376, 46377, 46386, 46387, 46388 на общую сумму 11352857,24 руб. на расчетный счет общества, открытый в Московском филиале ООО КБ "Смоленский банк".
Не согласившись с данными действиями инспекции, общество оспорило их в судебном порядке.
При удовлетворении заявленных требований судом установлено, что решением Арбитражного суда Приморского края от 22.12.2004 по делу N А51-15950/03 9-297 общество было признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, определением суда от 22.02.2006 в отношении общества продлено конкурсное производство до 22.08.2006.
Все оспариваемые инкассовые поручения выставлены, как установлено судом, на основании решений инспекции о бесспорном взыскании налогов, сборов в связи с наступлением срока уплаты и неперечислением установленных сумм со стороны общества в соответствующие бюджеты.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что взыскание указанных обязательных платежей в силу пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве должно производиться в рамках дела о банкротстве.
Требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.
Указанная правовая позиция нашла свое отражение в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве".
В связи с вышеизложенным, вывод арбитражного суда о том, что действия инспекции по выставлению инкассовых требований NN 46377, 46387, 46388 являются незаконными, так как противоречат действующему законодательству, является правомерным и решение в данной части отмене не подлежит.
Следует согласиться и с выводом суда о том, что требование N 216751 от 26.07.2006 об уплате земельного налога за 2004 год по сроку уплаты на 01.01.2005, на основании которого выставлено инкассовое поручение N 46375 от 15.08.2006, было направлено с нарушением трех месячного срока, установленного пунктом 1 статьи 70 НК РФ.
Вместе с тем, выводы суда о том, что выставление инкассовых поручений N 46386 от 16.08.2006 и N 46376 от 15.08.2006 произведено налоговым органом незаконно, сделаны необоснованно.
Оспариваемые инкассовые поручения выставлены на основании требований N 212516 от 11.07.2006 и N 216752 от 26.07.2006, согласно которым ко взысканию предъявлена, в том числе недоимка, пеня по взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (л.д. 59, 62).
Согласно абзацу 5 статьи 2 Закона о банкротстве взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы в фонд обязательного медицинского страхования, являются обязательными платежами.
При применении пункта 4 статьи 142 Федерального закона N 127-ФЗ к возникшим правоотношениям сторон судом не учтено, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательные пенсионное и медицинское страхование ввиду наличия специальных норм, устанавливающих обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с Федеральным законом платежи по оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 Федерального закона N 127-ФЗ).
В пункте 15 указанного выше Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 25 от 22.06.2006 указано, что при рассмотрении споров в отношении уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование судам следует принимать во внимание особую правовую природу и назначение страховых взносов и исходить из того, что требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 Гражданского кодекса РФ порядке.
Аналогично должен рассматриваться и вопрос относительно взносов на обязательное медицинское страхование.
Исходя из вышеизложенного, налоговые органы правомерно выставили инкассовые поручения N 46386 от 16.08.2006 и N 46376 от 15.08.2006 в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование (пени), в связи с чем у суда отсутствовали правовые основания для признания в данной части действий налогового органа незаконными.
Так как судом не проверялись суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование (пени), указанные в требованиях N 216752 от 26.07.2006, N 212516 от 11.07.2006, на основании которых выставлены инкассовые поручения N 46386 от 16.08.2006 N 46376 от 15.08.2006, решение суда в данной части подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, при котором суду следует устранить указанные выше нарушения, проверить правильность начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование и рассмотреть возникший спор по существу заявленных требований.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 07.11.2006 по делу N А51-11967/06 31-355 Арбитражного суда Приморского края изменить.
В части признания незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Приморскому краю, выразившиеся в направлении на исполнение инкассовых поручений N 46386 от 16.08.2006, N 46376 от 15.08.2006 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, пени, страховых взносов на обязательное медицинское страхование отменить, дело в данной части направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 марта 2007 г. N Ф03-А51/07-2/146
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании