Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 марта 2007 г. N Ф03-А51/06-2/5425
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Линейного отдела внутренних дел на станции Уссурийск - Цурик Н.В. - начальник отделения правового обеспечения, дов. N 32/643 от 30.01.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Линейного отдела внутренних дел на станции Уссурийск на решение от 07.04.2006, постановление от 08.06.2006 по делу N А51-5977/2004 24-184 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Индивидуального предпринимателя Чугуновой Г.А. к Линейному отделу внутренних дел на станции Уссурийск, 3-е лицо - ООО "Журавушка АБС", о признании незаконным постановления.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2007 года.
Индивидуальный предприниматель Чугунова Галина Алексеевна обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об оспаривании пункта 2 постановления Линейного отдела внутренних дел на ст. Уссурийск от 24.12.2003 в соответствии с которым была изъята с направлением на переработку непищевая продукция размораживатель "Бытовой" в количестве 210 мест, находящаяся в контейнере N 519442 846 прибывшим на станцию Уссурийск по накладной N 11629770.
Решением арбитражного суда от 12.04.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.06.2005, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.11.2005 судебные акты отменены с направлением дела на новое рассмотрение.
Решением от 07.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.06.2006, требования предпринимателя удовлетворены, пункт 2 постановления Линейного отдела внутренних дел на ст. Уссурийск от 24.12.2003 признан незаконным и отменен.
На состоявшиеся по делу судебные акты Линейным отделом внутренних дел на станции Уссурийск подана кассационная жалоба. Обращаясь в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа заявитель в кассационной жалобе, а затем в дополнении к ней, просил решение от 07.04.2006 и постановление от 08.06.2006 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя. Заявленные требования мотивированы тем, что поступившая в адрес предпринимателя спиртосодержащая жидкость не соответствовала государственным стандартам и техническим условиям, вследствие чего и была изъята из гражданского оборота с направлением на переработку.
Представителем Линейного отдела внутренних дел на станции Уссурийск в судебном заседании требования кассационной жалобы поддержаны в полном объеме.
Предприниматель Чугунова Г.А. извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы в заседание суда не явилась. В отзывах на кассационную жалобу и дополнение к ней против отмены судебных актов возражала, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Ознакомившись с письменными доказательствами, заслушав пояснения лиц, принимавших участие в судебном заседании, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции оснований для ее удовлетворения не находит.
Законность, обоснованность судебного акта проверены по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 273, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В ходе нового рассмотрения арбитражный суд, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ и применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу об обоснованности требований предпринимателя. Отменяя пункт 2 постановления Линейного отдела внутренних дел на ст. Уссурийск от 24.12.2003 ввиду его незаконности суд указал на отсутствие оснований как для изъятия продукции так и направления ее для технологической переработки.
Данный вывод суда следует признать правильным.
Как следует из материалов дела, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Журавушка АБС" г. Москва по статье 14.17 Кодекса об административных правонарушениях и изъятия принадлежащей предпринимателю Чугуновой Г.А. спиртосодержащей непищевой продукции с направлением ее на переработку послужил факт отсутствия у этого Общества лицензии на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции.
Между тем, согласно статье 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" закупка, хранение и поставки организациями спиртосодержащей непищевой продукции подлежат лицензированию с 1 июля 2006 года и к правоотношениям возникшим ранее данная норма не применима.
Далее, в соответствии с пунктом 4 статьи 14.17 КоАП РФ промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Понятия "спиртосодержащей продукции", "спиртосодержащей непищевой продукции" приведены в статье 2 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". В соответствии с пунктом 5 статьи 2 вышеупомянутого Федерального закона спиртосодержащей непищевой продукцией является непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.
По смыслу пункта 3 статьи 20 этого Федерального закона продукция должна соответствовать государственным стандартам. В случае, если спиртосодержащая продукция реализуются без соответствия государственным стандартам и техническим условиям она в соответствии со ст. 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" подлежит изъятию на основании решения уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов.
Такая продукция подлежит направлению на переработку или уничтожению на основании пункта 12 статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть безусловному изъятию, вне зависимости от существования на нее права собственности у правонарушителя или лица, у которого она находится во владении.
Вместе с тем, наряду с положениями статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, закрепляющими порядок изъятия и хранения доказательств данная норма содержит положения о том, что изъятые наркотические средства и психотропные вещества, а также этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положением о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2002 года N 883, определен порядок направления на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующих государственным стандартам и техническим условиям.
Пунктом 2 Положения определено, что государственные органы, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право изымать из незаконного оборота либо исполнять решение о конфискации продукции, являющейся вещественным доказательством либо предметом административного правонарушения (далее именуются - уполномоченные органы), передают такую продукцию на основании акта приема-передачи Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) для направления ее на переработку в этиловый спирт для технических нужд либо в спиртосодержащую непищевую продукцию, а при невозможности осуществить такую переработку - на уничтожение.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 10.03.2005 N 97-O, при передаче изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для технологической переработки происходит не временное изъятие имущества, а его отчуждение, лишение собственника или владельца его имущества. В таком случае закрепленное в статье 35 Конституции Российской Федерации право собственности может считаться обеспеченным лишь при условии, что решение о технологической переработке или уничтожении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции принято судом.
Следовательно, применительно к рассматриваемым правоотношениям изъятая продукция могла быть направлена на переработку в случае отнесения ее к спиртосодержащей непищевой продукции не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям при условии, что решение о технологической переработке или уничтожении принято судом.
Что же касается довода кассационной жалобы о том, что спиртосодержащая непищевая продукция не соответствовала техническим условиям, то он был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 07.04.2006, постановление от 08.06.2006 по делу N А51-5977/04 24-184 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 марта 2007 г. N Ф03-А51/06-2/5425
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании