Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 марта 2007 г. N Ф03-А51/07-2/310
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Находкинской таможни на решение от 19.10.2006 по делу N А51-10224/06 29-371 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению индивидуального предпринимателя Кужель Элеоноры Витальевны к Находкинской таможне об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления от 14 марта 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2007 года.
Индивидуальный предприниматель Кужель Элеонора Витальевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Находкинской таможни (таможенный орган) от 03.07.2006 по делу об административном правонарушении.
Решением от 19.10.2006 требования предпринимателя удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что в случае непредставления лицом документов, не относящихся к информации, заявленной в грузовой таможенной декларации, привлечение лица к ответственности по части 3 статьи 16.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации неправомерно.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с судебным актом, Находкинская таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что при проведении специальной таможенной ревизии таможенные органы вправе требовать безвозмездного представления любой документации и информации, в том числе в форме электронных документов, относящейся к проведению производственных, коммерческих или иных операций с товарами, ввезенными на таможенную территорию РФ, и знакомиться с ней.
Предприниматель в отзыве на жалобу с доводами жалобы не согласился, просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 25.04.2006 Находкинской таможней было принято решение N 28-25/12 о проведении специальной таможенной ревизии в отношении индивидуального предпринимателя Кужель Э.В. на предмет проверки достоверности сведений заявленных при таможенном оформлении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в период с 25.04.2005 по 25.04.2006.
15.06.2005 специалистом по таможенному оформлению Колосовой О.А., действующей от имени предпринимателя Кужель Э.В. по доверенности от 10.01.2005 б/н (графа 54 ГТД), в таможенный пост Морской порт Восточный Находкинской таможни была подана ГТД N 10714040/150605/0003942, в которой были заявлены товары, прибывшие в адрес Кужель Э.В. во исполнение указанного контракта.
В ходе проверки, Находкинской таможней установлено отсутствие документов, подтверждающих полномочия Колосовой О.А. на таможенное оформление товара, при подаче декларации в таможенный орган.
На основании этого, 31.05.2006 Находкинской таможней, на основании статьи 363 Таможенного кодекса Российской Федерации, в адрес предпринимателя было направлено требование о предоставлении в срок до 15.06.2006 документов, подтверждающих полномочия лиц, действующих от ее имени за период с 25.04.2005 по 31.05.2006 (трудовые договоры, расходно-кассовые ордера, ведомости выдачи заработной платы, доверенности, приказы о приеме на работу).
В связи с непредставлением истребуемых документов в указанный срок, 27.06.2006 уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований в отношении предпринимателя был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.12 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации.
По результатам рассмотрения административного дела 03.07.2006 Находкинской таможней было вынесено постановление N 10714000-265/2005, которым предприниматель Кужель Э.В. была признана виновной в совершении административного правонарушения, и на нее было наложено взыскание в виде административного штрафа в размере 500 МРОТ, что составило 50000 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 361 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 ТК РФ.
Проверка документов и сведений является одной из форм таможенного контроля, цель которой - установление подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления. При этом содержание пункта 1 статьи 367 ТК РФ не ограничивает время проведения проверки только производством таможенного оформления. Проверка может проводиться и при осуществлении таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным названным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Пункт 3 указанной нормы права предусматривает перечень основных сведений, которые могут быть указаны в таможенной декларации.
Согласно Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларирований и выпуске товаров, утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 28.11.2003 N 1356, уполномоченное лицо таможенного органа осуществляет проверку полномочий лица, подающего таможенную декларацию, в том числе наличие документа, подтверждающего, что лицо, подающее ГТД, является работником декларанта.
В пункте 4 статьи 363 ТК РФ указано, что в целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации - также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами.
Из буквального толкования положений статьи 376 ТК РФ следует, что закрепленные в ней правовые нормы о порядке проведения таможенной ревизии в общей и специальных формах не содержат запрета по истребованию у проверяемого лица таких документов, которые на усмотрение таможенного органа необходимы в рамках проведения любой из форм таможенной ревизии.
Согласно части 3 статьи 16.12 КоАП РФ непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведении, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
При таких обстоятельствах, учитывая, что объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует непредставление предпринимателем документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенной ревизии в целях проверки достоверности сведений, таможенный орган правомерно признал имеющим место противоправное деяние, допущенное предпринимателем, влекущее назначение административного наказания по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
Поскольку, арбитражным судом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не выявлено, но этим судом неправильно применены нормы права, суд кассационной инстанции полагает, что судебный акт подлежит отмене, а требования Находкинской таможни - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
кассационную жалобу удовлетворить. Решение от 19.10.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-10224/06 29-371 отменить.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя о признании незаконным и отмене постановления Находкинской таможни от 03.07.2006 по делу об административном правонарушении отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 марта 2007 г. N Ф03-А51/07-2/310
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании