Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 марта 2007 г. N Ф03-А73/07-2/174
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю на решение от 25.10.2006 по делу N А73-586/2006-16 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению закрытого акционерного общества "Т" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2007 года.
Закрытое акционерное общество "Т" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю от 14.10.2005 N 11-45/78 о привлечении его к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 25.10.2006 заявление удовлетворено. Суд признал, что при выплате дохода в виде дивидендов иностранной компании общество правомерно руководствовалось подпунктом "б" пункта 2 статьи 10 Соглашения от 05.12.1998 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, и при исчислении налога обоснованно применило ставку 10%.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
На вступившее в законную силу решение суда первой инстанции налоговым органом подана кассационная жалоба, в которой податель жалобы просит принятый по делу судебный акт отменить с направлением дела на новое рассмотрение.
Жалоба мотивирована тем, что при исчислении налога на доходы иностранных юридических лиц, получаемых от источников в Российской Федерации, необоснованно применена пониженная ставка 10%, поскольку в нарушение статьи 312 НК РФ на момент выплаты дохода обществом не были представлены в налоговый орган документы, подтверждающие местонахождение иностранной компании. Поэтому удержание и перечисление в бюджет налога с доходов в виде дивидендов общество обязано было произвести по ставке 15%.
Лица, участвующие в деле, извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились.
В отзыве на жалобу ЗАО "Т" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения как соответствующее действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов жалобы, отзыва на жалобу, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю от 14.10.2005 N 11-45/78, вынесенным по акту выездной налоговой проверки, ЗАО "Т" привлечено к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ за неполное перечисление налога на доходы иностранных юридических лиц в виде дивидендов, получаемых от источников в Российской Федерации, и подлежащих перечислению налоговым агентом в бюджет. Сумма штрафа составила 168,69 долларов США. Этим же решением обществу доначислен налог на доходы в сумме 843,45 долларов США и пени в сумме 395 долларов США.
Основанием доначисления налога, пени и штрафа послужило, по мнению налогового органа, необоснованное применение обществом пониженной ставки - 10%, предусмотренной подпунктом "б" пункта 2 статьи 10 Соглашения от 05.12.1998, при исчислении, удержании и перечислении в бюджет налога на доходы при выплате дивидендов Компании "Limmoil Trading Co.LTD", так как документы, подтверждающие нахождение иностранной компании на Кипре на момент выплаты дохода, у общества отсутствовали. В связи с чем, налоговым органом доначислен налог исходя из ставки 15%.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 309 НК РФ дивиденды, выплачиваемые иностранной организации, подлежат налогообложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ, за исключением случаев предусмотренных пунктом 2 статьи 310 НК РФ, в валюте выплаты дохода.
В силу пункта 3 статьи 310 НК РФ в случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 312 НК РФ установлено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопрос налогообложения, подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Соглашения от 05.12.1998 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал применительно к Республике Кипр термин "компетентный орган" означает Министерство финансов или его уполномоченный представитель. Следовательно, компетентный орган Республики Кипр, установленный Соглашением, может делегировать свои полномочия иным органам.
Обществом в подтверждение обоснованности исчисления и удержания налога с дивидендов, выплаченных иностранной компании "Limmoil Trading Co.LTD", по пониженной ставке 10%, установленной подпунктом "б" пункта 2 статьи 10 Соглашения от 05.12.1998, 28.10.2003 представлен в налоговый орган сертификат, подписанный комиссаром налоговой службы, скрепленный печатью 21.05.2003, и удостоверяющий тот факт, что Компания является резидентом Республики Кипр, однако на сертификате не проставлен апостиль. Поскольку апостиль удостоверяет подлинность подписи лица, подписавшего документ, печати, которым скреплен документ, налоговый орган считает, что общество на момент выплаты дохода не имело документального подтверждения факта постоянного местонахождения Компании на территории Республики Кипр и должно было удержать налог с выплаченного дохода по ставке 15%.
Кроме того, представленный обществом 03.10.2005 с возражениями по акту выездной налоговой проверки подписанный комиссаром по налогам и сборам на доход сертификат налогового резидента о том, что компания "Limmoil Trading Co.LTD" является компанией резидентом на Кипре и согласно законодательству Республики Кипр подвергается налогообложению налогом на доходы по всему миру, оплатила свои налоги за 2003 год, не принят налоговым органом, поскольку в нем не имеется ссылки на Соглашение, не указан период, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание Компании на Кипре; апостиль поставлен некомпетентным органом - Министерством юстиции и общественного порядка.
Порядок оформления официальных документов, исходящих от компетентных органов иностранных государств, установлен Гаагской Конвенцией 1961 года, отменившей требование о легализации иностранных официальных документов. Согласно статье 3 Конвенции удостоверение подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати и штампа, которыми скреплен этот документ, производится проставлением апостиля.
На представленном обществом до принятия оспариваемого решения сертификате налогового резидента Министерства финансов Республики Кипр апостиль проставлен Министерством юстиции и общественного порядка.
Поскольку исходя из статьи 3 Соглашения от 05.12.1998 компетентный орган свои полномочия - заверять подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации - может делегировать иным органам, вывод налогового органа о том, что Министерство юстиции и общественного порядка является некомпетентным органом, неоснователен. Доказательств, подтверждающих данный вывод, налоговым органом не представлено.
Налоговым кодексом Российской Федерации не установлена форма документа, подтверждающего постоянное местопребывание в иностранном государстве. Представленный 03.10.2005 сертификат налогового резидента подтверждает, что Компания "Limmoil Trading Co.LTD" является резидентом Республики Кипр, уплатила налоги за 2003 год и согласно законодательству Республики Кипр по налогу на доходы подвергается налогообложению на доходы по всему миру. Учитывая, что соглашение от 05.12.1998 применяется к налогам на доходы и капитал, взимаемых от имени каждого Договаривающегося государства, независимо от способа их взимания, а из сертификата налогового резидента следует, что содержащаяся в нем информация относится к 2003 году и касается налога на доход, вывод налогового органа о неподтверждении периода, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание Компании и отсутствие ссылки на Соглашение, в соответствии которым применяется пониженная ставка налога на доходы, не основан на материалах дела.
Таким образом, поскольку обществом подтвержден факт нахождения Компании "Limmoil Trading Co.LTD" на момент выплаты дохода на Кипре, оснований для доначисления налога на доходы с дивидендов по ставке 15% у налогового органа не имелось.
При таких обстоятельствах судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 25.10.2006 по делу N А73-586/2006-16 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 марта 2007 г. N Ф03-А73/07-2/174
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании