Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 мая 2007 г. N Ф03-А51/07-2/1220
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ИФНС РФ по Советскому району г. Владивостока: Петрух М.А. - представитель по доверенности от 16.02.2007 N 55, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока на решение от 25.12.2006 по делу N А51-15021/2006 8-352 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению закрытого акционерного общества "П" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 4 мая 2007 года.
Закрытое акционерное общество "П" (далее - ЗАО "П", общество) обратилось с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока (далее - ИФНС РФ по Советскому району г. Владивостока, налоговый орган) оформленного в виде письма N 850 от 07.11.2006 об отказе произвести возврат ошибочно уплаченных 56095 руб.
Решением от 25.12.2006 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что возврат излишне уплаченных страховых взносов должен осуществляться налоговым органом.
Не согласившись с судебным актом, ИФНС РФ по Советскому району г. Владивостока подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права. Заявитель полагает, что поскольку законодательством не урегулирован порядок возврата страховых взносов, то ИФНС РФ по Советскому району г. Владивостока не вправе произвести возврат ЗАО "П" ошибочно уплаченных сумм, и поэтому все вопросы, связанные с выплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, относятся к компетенции Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы ЗАО "П" не принимало участия в ее рассмотрении, однако представило отзыв, в котором возражает против отмены принятого судебного акта, считая его законным и обоснованным, просит кассационную жалобу оставить без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ИФНС по Советскому району г. Владивостока суд кассационной инстанции не установил оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ЗАО "П" при уплате НДС (КБК - 18210201000011000110) ошибочно указало в платежных поручениях N 34 от 22.02.2005, N 59 от 17.03.2005, N 60 от 17.03.2005, N 76 от 19.04.2005, N 51 от 19.05.2005, N 64 от 20.06.2005, N 77 от 18.07.2005, N 94 от 18.08.2005 код бюджетной классификации - 18210202040061000160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии).
31.10.2006 общество письмом обратилось в ИФНС по Советскому району г. Владивостока по вопросу возврата ошибочно уплаченной суммы страховых взносов в размере 56095 руб. Заявитель получил от налогового органа письменные ответы NN 09-22 и 850 от 07.11.2006 которыми отказал в удовлетворении просьбы общества, со ссылкой на то, что налоговый орган не регулирует вопросы возврата страховых взносов, в связи с отсутствием установленного законом порядка возврата.
Полагая, что отказ в возврате ошибочно перечисленных сумм противоречит налоговому законодательству ЗАО "П" обратилось в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Самостоятельность исполнения обязанности по уплате налога подразумевает уплату налога за счет собственных средств и в дельнейшем, при наличии к тому оснований, своевременный возврат или зачет излишне уплаченной суммы налога по данному налогоплательщику (статья 21 НК РФ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
В соответствии с положениями статьи 25 Закона N 167-ФЗ, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрено право пенсионного органа осуществлять возврат страховых взносов страхователям лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Иных полномочий органов Пенсионного фонда Российской Федерации по возврату (зачету) страховых взносов законодательством не установлено.
Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем, к данным правоотношениям применяются положения пунктов 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, которыми правомерно руководствовался суд первой инстанции.
Данные нормы регулируют порядок и сроки возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пени, которыми определено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Кроме того, пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса РФ закреплено, что правила, предусмотренные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно справке N 18182 по состоянию на 12.10.2006 ЗАО "П" не имеет задолженности перед Пенсионным Фондом РФ. При этом по страховым взносам на дату составления справки имело переплату в размере 56095 руб.
При таких обстоятельствах вывод суда о правомерности требований общества по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в названной выше сумме признается судом кассационной инстанции обоснованным.
Ссылка заявителя жалобы относительно того, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса РФ, и поэтому не подлежит применению статья 78 Кодекса, несостоятельна, так как статья 2 Федерального закона N 167-ФЗ предусматривает возможность регулирования правоотношений, связанных с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
Таким образом, основания для отмены решения суда, правильно применившего нормы материального и процессуального права, и удовлетворения кассационной жалобы налогового органа у суда кассационной инстанции отсутствуют, в связи с чем, по правилам статьи 110 АПК РФ с ИФНС по Советскому району г. Владивостока в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 25.12.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-1521/2006 8-352 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Владивостока в доход федерального бюджета госпошлину за подачу кассационной жалобы в сумме 1000 руб.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Приморского края. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 мая 2007 г. N Ф03-А51/07-2/1220
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании