Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 мая 2007 г. N Ф03-А73/07-2/977
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Федерального государственного учреждения "Исправительная колония N Управления федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю - Шарлаимова Г.А. представитель по доверенности N 5310 от 19.10.2006, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю - Комоликов А.А. представитель по доверенности N 04-31/3 от 09.01.2007, рассмотрел в судебном заседаний кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю на решение от 05.12.2006 по делу N А73-11860/2006-85 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Федерального государственного учреждения "Исправительная колония N Управления федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю о возврате страховых взносов в сумме 100000 руб. и признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 3 мая 2007 года.
Федеральное государственное учреждение "Исправительная колония N Управления федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом его уточнения, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю (далее - налоговый орган; инспекция), оформленного письмами об отказе произвести возврат (зачет) ошибочно перечисленных в бюджет Пенсионного фонда РФ денежных средств в сумме 100000 руб.; об обязании зачесть эту сумму в счет уплаты налога на доходы физических лиц.
Решением суда от 05.12.2006 требования учреждения удовлетворены на том основании, что возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен осуществляться налоговым органом.
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
Не согласившись с принятым решением суда от 05.12.2006, налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований учреждению отказать. В обоснование ссылается на то, что действующим законодательством порядок возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до настоящего времени не определен, а в Порядке учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, утвержденном приказом Минфина РФ от 16.12.2004 N 116н, не содержится прямого обязания налогового органа производить возврат (зачет) взносов на обязательное пенсионное страхование.
Представитель налогового органа доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель учреждения просит решение суда от 05.12.2006 оставить без изменения, в связи с его соответствием действующему законодательству.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом, 11.08.2006 при перечислении налога на доходы физических лиц в сумме 100000 руб. учреждением в платежном поручении N 367 ошибочно указан код бюджетной классификации 18210202020061000160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии). Указанная сумма перечислена в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Заявлением от 30.08.2006 N 27/43-3665 учреждение просило налоговый орган произвести зачет платежа в сумме 100000 руб. в счет уплаты налога на доходы физических лиц, а заявлением от 15.09.2006 N 1787575 учреждение просило произвести возврат (зачет) указанной выше суммы. Инспекция письмами от 20.09.2006 N 980, от 28.09.2006 N 1004 отказала в удовлетворении заявлений, сославшись на то, что страховые взносы не являются налоговыми платежами и зачету (возврату) не подлежат.
Не согласившись с отказами налогового органа, учреждение обжаловало их в арбитражный суд, также просило обязать инспекцию произвести зачет указанной суммы в счет налога на доходы физических лиц.
Суд, удовлетворяя требования заявителя, исходил из того, что зачет (возврат) ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в данном случае должен осуществляться налоговыми органами, являющимися администратором поступлений страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, и на которые статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) возложен контроль за уплатой названных страховых взносов.
Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрена возможность зачета излишне уплаченной суммы страховых взносов в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврата, однако порядок возврата (зачета) не определен.
Между тем, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства Финансов РФ от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), осуществляется органами федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно Перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)), администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии является Федеральная налоговая служба.
Факт излишней уплаты страховых взносов в сумме 100000 руб. установлен судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал незаконным решение инспекции об отказе в зачете ошибочно перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 100000 руб. в бюджет Пенсионного фонда РФ и обязал произвести зачет указанной суммы в счет налога на доходы физических лиц.
Поскольку кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, с налогового органа в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 284, 286-289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 05.12.2006 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-11860/2006-85 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Хабаровскому краю в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 мая 2007 г. N Ф03-А73/07-2/977
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании