Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Губаревой С.А, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации МО "Козетское сельское поселение" о признании действий и.о. главы муниципального образования "Козетское сельское поселение" ФИО6 незаконными по кассационной жалобе главы администрации муниципального МО "Козетское сельское поселение" ФИО7 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 7 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения представителя ответчика по доверенности ФИО8, истца ФИО1, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МО "Козетское сельское поселение" о признании действий и.о. главы МО "Козетское сельское поселение" ФИО6 незаконными, выразившихся в отказе во включении в стаж трудовой деятельности периодов работы в должности инспектора Теучежкого районного комитета народного контроля - "данные изъяты"; служба в органах внутренних дел - "данные изъяты"; заместителя председателя Энемского поселкового Совета народных депутатов, выборная должность - "данные изъяты"; председателя Козетского сельского Совета народных депутатов с ДД.ММ.ГГГГ, глава Козетской сельской администрации с ДД.ММ.ГГГГ; глава местного самоуправления Козетского сельского округа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, все выборные должности, всего "данные изъяты"; управляющего делами, заместителя Главы администраций Тахтамукайского района - "данные изъяты" в стаж муниципальной службы со ссылкой на то, что общий стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, составляет "данные изъяты", что дает истцу право на выплату пенсии за выслугу лет.
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 11 мая 2021 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 7 сентября 2021 года решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 11 мая 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены. Действия и.о. главы муниципального образования "Козетско сельское поселение" ФИО6, связанные с отказом во включении трудовой стаж периодов работы для назначения пенсии за выслугу лет, признаны незаконными. В трудовой стаж ФИО1 включены периоды работы: инспектор Теучежкого районного комитета народного контроля - "данные изъяты", служба в органах внутренних дел - "данные изъяты"; заместитель председателя Энемского поселкового Совета народных депутатов, выборная должность - "данные изъяты"; председатель Козетского сельского Совета народных депутатов с ДД.ММ.ГГГГ, глава Козетской сельской администрации с ДД.ММ.ГГГГ, глава местного самоуправления Козетского сельского округа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, все выборные должности, всего "данные изъяты"; управляющий делами, заместитель главы администрации Тахтамукайского района - "данные изъяты" в стаж муниципальной службы.
В кассационной жалобе глава администрации МО "Козетское сельское поселение" ФИО7 просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции в связи с тем, что судом были применены нормы права, не подлежащие применению и примененным нормам дано неверное толкование. В обоснование жалобы указывает, что Указ Президента РФ от 20 сентября 2010 года N 1141 "О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих" не подлежит применению, так как истец на федеральной государственной гражданской службе трудоустроен не был. Суд первой инстанции верно определил, что для назначения и расчета пенсии за выслугу лет муниципального служащего, которым является истец, применению подлежит Положение "О пенсии за выслугу лет в МО "Козетское сельское поселение" N от ДД.ММ.ГГГГ, принятое ответчиком. Истец работал в администрации МО "Козетское сельское поселение до ДД.ММ.ГГГГ, единственный период работы истца, который подпадает под действие норм о выплате пенсии за выслугу лет муниципальным работникам - председатель Козетского сельского Совета народных депутатов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По иным периодам истцом не соблюдены условия, предусмотренные нормативными актами, для включения в стаж.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явились истец ФИО1, представитель ответчика по доверенности ФИО8
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения представителя ответчика по доверенности ФИО8, поддержавшего жалобу, истца ФИО1, возражавшего против ее удовлетворения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1III. обратился в администрацию МО "Козетское сельское поселение" с заявлением о включении периодов трудового стажа в стаж муниципальной службы.
По результатам рассмотрения указанного заявления администрацией МО "Козетское сельское поселение" письмом (исх. N от ДД.ММ.ГГГГ) отказано во включении заявленного ФИО1 стажа трудовой деятельности в стаж муниципальной службы ввиду отсутствия оснований для ее назначения.
ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился с заявлением к ответчику, в удовлетворении которого ему повторно отказано письмом от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что заявленные истцом периоды являются недостаточными для включения в стаж муниципальной службы.
Разрешая заявленные требования и приходя к выводу об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции указал, что в соответствии с Законом Республики Адыгея от 9 августа 2010 года N 374 "О пенсии за выслугу лет", Положением "О пенсии выслугу лет в муниципальном образовании "Козетское сельское поселение", утвержденным решением N от ДД.ММ.ГГГГ Советом народных депутатов муниципального образования "Козетское сельское поселение", при обращении за назначением пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы и занимавшимся иной деятельностью, приравненным к муниципальной службе, в 2020 году стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, составляет "данные изъяты", в 2019 году - "данные изъяты".
Верховный суд Республики Адыгея при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признал выводы районного суда ошибочными и обоснованно руководствовался следующим.
В статье 25 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" закреплено, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения, в том числе должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; иных должностей в соответствии с федеральными законами (часть 1). В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (часть 3). Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральным законом N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Республики Адыгея от 13 февраля 2008 года N 151 "О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Адыгея", Законом Республики Адыгея от 9 августа 2010 года N 374 "О пенсии за выслугу лет", в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения муниципальных должностей.
В статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" приведены условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим. Согласно части 4 данной статьи условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Республики Адыгея от 9 августа 2010 года N 374 "О пенсии за выслугу лет", лицам, замещавшим должности гражданской службы, пенсия за выслугу лет назначается при наличии на день увольнения с должности гражданской службы Республики Адыгея стажа, исчисленного в соответствии со статьей 7 настоящего Закона, не менее продолжительности, определенной для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году согласно приложению к настоящему Закону, и при условии замещения должности гражданской службы (или в общей сложности государственной должности Республики Адыгея и должности гражданской службы) не менее 12 полных месяцев при увольнении с должности гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3, 7-9 части 1 статьи 33, пунктом 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2-4 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с учетом положений, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи).
Как верно указал суд апелляционной инстанции, изменения в Закон Республики Адыгея от 9 августа 2010 года N 374 "О пенсии за выслугу лет", внесенные Законом Республики Адыгея N 499 от 28 января 2016 года, предусматривающие включение в стаж (общую продолжительность муниципальной службы) периоды замещения должностей муниципальной службы; муниципальных должностей, вступили в силу с 1 января 2017 года, тогда как право истца на пенсию за выслугу лет наступило 21 июля 2016 года.
Указом Президента РФ от 20 сентября 2010 года N 11 утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначена пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, пункт 14 которого содержит указание на должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должное л замещаемые на постоянной основе, с 1 января 1992 года до введения в действе сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11 января 2010 года N 32 "О государственных должностях Российской Федерации", реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 11 января 2010 года N 33 "О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих", перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими раздела Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации: органах местного самоуправления.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции учла, что должности, на которые ссылается истец, не поименованы в Положении, утвержденном Законом Республики Адыгея, в числе должностей муниципальной службы, однако в стаж муниципальной службы подлежат включению периоды работы, указанные не только в Реестре муниципальных должностей муниципальной службы, но и периоды, перечисленные в перечне должностей, утвержденном Указом Президента РФ от 20 сентября 2010 года N 1141.
Довод кассационной жалобы о том, что Указ Президента РФ от 20 сентября 2010 года N 1141 по настоящему делу не применим, является несостоятельным.
В данном Указе прямо предусмотрено, что подлежат включению периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, замещаемые в органах местного самоуправления, с 1 января 1992 года до введения в действие реестров государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации. А поскольку в данный период, то есть после 1 января 1992 года, истец замещал должности в органах внутренних дел, муниципальные должности, выборные должностные лица местного самоуправления, должности муниципальной службы с учетом положений данного Указа подлежат включению в стаж для назначения пенсии за выслугу лет.
Довод жалобы о том, что Положением "О пенсии за выслугу лет в муниципальном образовании поселения "Козетское сельское поселение", принятым 16 ноября 2020 года, не предусмотрено включение периодов работы на должностях, занимаемых истцом, не принимается судом кассационной инстанции как основание для отмены состоявшегося судебного акта, поскольку данное положение принято в 2020 году, то есть после возникновения у истца права на назначение пенсии по выслуге лет, кроме того, оно противоречит положениям Указа Президента РФ от 20 сентября 2010 года N 1141 и необоснованно ухудшает положение истца.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного постановления, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 7 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы администрации муниципального МО "Козетское сельское поселение" ФИО7- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.