Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шадриной Е.В, судей Белоногого А.В, Бутковой Н.А, при секретаре-помощнике судьи Шевченко Ю.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-9/2022 по административному исковому заявлению Останиной Татьяны Александровны о признании неправомочным состава Колесниковской сельской Думы Кетовского района Курганской области по апелляционной жалобе Останиной Татьяны Александровны и апелляционному представлению заместителя прокурора Курганской области на решение Курганского областного суда от 14 января 2022 г, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леонтьева С.А, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Останина Т.А, проживающая в селе Колесниково Кетовского района Курганской области, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании неправомочным состава Колесниковской сельской Думы Кетовского района Курганской области (далее - Колесниковская сельская Дума), указав в обоснование требований, что представительный орган Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области состоит из 10 депутатов. В результате проведённых в 2018 г. выборов депутатов Колесниковской сельской Думы VI созыва в представительный орган муниципального образование избрано 10 депутатов. В период с 30 июня 2019 г. по 24 декабря 2019 г. Колесниковской сельской Думой досрочно прекращены полномочия 4 депутатов. В 2020 г. состоялись дополнительные выборы депутатов Колесниковской сельской Думы, по результатам которых в представительный орган муниципального образования избрано 4 депутата. В последующем, 26 марта 2021 г, досрочно прекращены полномочия двух депутатов Колесниковской сельской Думы. Из оставшихся в представительном органе муниципального образования 8 депутатов двумя депутатами 2 и 3 июня 2021 г. поданы заявления о досрочном прекращении полномочий по собственному желанию. Поскольку в Колесниковской сельской Думе осталось 6 депутатов, то есть менее 2/3 от избранного состава, представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, чем нарушаются её права на осуществление местного самоуправления.
Решением Курганского областного суда от 14 января 2022 г. Останиной Т.А. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит об отмене решения суда, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении административного иска. По сути, апелляционная жалоба сводится к тому, что вывод суда о том, что на день рассмотрения административного спора по существу Колесниковская сельская Дума состоит из 8 депутатов, что более 2/3 от избранного состава, основан на неправильном применении и толковании норм Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В апелляционном представлении заместитель прокурора Курганской области указал, что административное дело рассмотрено в отсутствие прокурора, который о времени и месте рассмотрения дела не извещался, тогда как участие прокурора в деле является обязательным, поскольку данное дело подлежит рассмотрению по правилам, установленным для рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие референдуме граждан Российской Федерации. В связи с этим, полагал, что имеются безусловные основания для отмены решения суда, предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Относительно апелляционной жалобы Колесниковской сельской Думой и администрацией Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае, если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Такие основания для отмены решения суда первой инстанции по данному делу имеются.
Из материалов дела следует, что Останина Т.А, обращаясь в суд с административным исковым заявлением о признании неправомочным состава представительного органа муниципального образования, в качестве одного из лиц, участвующих в деле, указала прокуратуру Курганской области.
Принимая административное исковое заявление к производству и определяя состав лиц, участвующих в деле, суд исключил прокуратуру Курганской области из состава лиц, участвующих в деле, указав, что согласно части 7 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации участие прокурора по данной категории административных дел не является обязательным.
Между тем, судом не учтено следующее.
В соответствии с частями 1, 1.1 и 1.2 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в правомочном составе.
Пунктами 2 и 9 части 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что полномочия депутата прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию или досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления. При этом в соответствии с частью 11 этой же статьи полномочия депутата в случае его отставки по собственному желанию прекращаются досрочно по решению представительного органа муниципального образования, которое принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В соответствии со статьёй 71 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы.
Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть (пункт 8).
В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 приведённой статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего (пункт 9).
Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе, а проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 10 данной статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные пунктом 4 статьи 10 поименованного федерального закона (пункт 12).
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
В пункте 8 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 данной статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования.
Таким образом, из совокупности приведённых норм в их системном единстве следует, что разрешение судом вопроса о признании неправомочным состава представительного органа муниципального образования напрямую сопряжено с разрешением вопроса о назначении новых муниципальных выборов.
В связи с этим, судебная коллегия находит заслуживающими доводы апелляционного представления о том, что административные дела о признании неправомочным состава представительного органа муниципального образования подлежат рассмотрению и разрешению с особенностями, установленными главой 24 "Производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вступает в процесс и даёт заключение по административному делу в случаях, предусмотренных этим кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, прокурора.
Поскольку дело по административному исковому заявлению Останиной Т.А. о признании неправомочным состава Колесниковской сельской Думы рассмотрено в отсутствие прокурора, который о времени и месте рассмотрения дела судом не извещался, следует признать, что судом при разрешении административного спора допущены существенные нарушения процессуального права, влекущие в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловную отмену решения суда.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского областного суда от 14 января 2022 г. отменить, направить дело в тот же суд на новое рассмотрение в ином составе суда.
На апелляционное представление может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Курганский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.