Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 июля 2007 г. N Ф03-А51/07-1/1815
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 28.11.2006, постановление от 26.02.2007 по делу N А51-8770/2006 13-155 Арбитражного суда Приморского края, по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Спасский" к муниципальному образовательному учреждению средней образовательной школе N 16, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, администрации муниципального образования Черниговский район в лице финансового управления о взыскании 8761 руб. 97 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2007 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Спасский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к муниципальному образовательному учреждению средней образовательной школе N 16, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, администрации муниципального образования "Черниговский район" в лице финансового управления о взыскании 8761 руб. 97 коп., составляющие расходы, понесенные истцом в результате предоставления проживающим на территории Черниговского района педагогическим работникам льгот по оплате коммунальных услуг за период с 01.10.2004 по 31.12.2004.
Определением суда от 19.07.2006 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов РФ и Департамент финансов администрации Приморского края.
Решением суда от 28.11.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.02.2007, иск удовлетворен за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в размере 4781 руб. 97 коп. Во взыскании 3980 руб. истцу отказано в связи с недоказанностью имеющейся перед ним задолженности в указанном размере.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в соответствии со ст.ст. 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице УФК по Приморскому краю, в которой заявитель просит их отменить и в иске по отношению к нему отказать.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на необоснованное возложение ответственности на Министерство финансов РФ, поскольку финансирование понесенных расходов по предоставленным льготам осуществляется по ведомственной принадлежности Министерства образования РФ. Считает что истец не доказал правомерность предоставления льготных услуг рассматриваемой категории граждан, а также не подтвердил документально объем понесенных расходов.
В судебное заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
При проверке законности обжалуемых судебных актов установлено, что отмене они не подлежат в силу следующих обстоятельств.
Спор возник в связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот по оплате тепловой энергии работникам образовательного учреждения, проживающим на территории Черниговского района, в сумме 4781 руб. 97 коп.
Задолженность в размере 4781 руб. 97 коп. подтверждена списками льготников с указанием объема предоставленных льгот, согласованными с руководством МОУ СОШ N 16, поэтому доводы жалобы об отсутствии доказательств предоставления льгот в заявленном размере отклоняются.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Удовлетворяя исковое требование за счет казны РФ, суд первой и апелляционной инстанций, руководствуясь названным законом, а также закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год", правомерно исходил из того, что финансирование льгот рассматриваемой категории граждан должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Исследовав объем целевого финансирования субъекта РФ и муниципального образования из федерального бюджета, суд установил, что Российской Федерацией не исполнены в полном объеме установленные федеральным законодательством обязательства по предоставлению бюджету субъекта Федерации средств для компенсации спорных расходов.
Так, на основании статьи 53 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" и постановления Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" в бюджет Приморского края для возмещения рассматриваемых расходов поступило в 2004 году 39699 тыс. руб.
Указанные денежные средства распоряжением губернатора Приморского края распределены по муниципальным образованиям, в том числе Черниговскому району в сумме 3191 тыс. руб., которые последним перечислены предприятиям, предоставляющим услуги ЖКХ.
Доказательств нецелевого использования полученных субъектом и муниципальным образованием федеральных бюджетных средств в деле не имеется.
Поскольку объем переданных из федерального бюджета денежных средств не покрыл фактическую потребность муниципального образования в финансировании рассматриваемых расходов, что привело к возникновению убытков у истца, суд правомерно взыскал спорную сумму с казны РФ в лице Минфина РФ со ссылкой на положения ст. 1069 ГК РФ, 1071, п. 3 ст. 125 ГК РФ.
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации", сумма убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности. Поэтому доводы Минфина РФ о финансировании рассматриваемых расходов по ведомственной принадлежности через Минобразования РФ не принимаются в качестве основания для отмены судебных актов и отказа по отношению к нему в иске.
С учетом изложенного, решение и постановление суда приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округ постановил:
Решение от 28.11.2006, постановление от 26.02.2007 по делу N А51-8770/2006 13-155 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 июля 2007 г. N Ф03-А51/07-1/1815
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании