Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 июня 2007 г. N Ф03-А73/07-2/2436
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Закрытого акционерного общества "Али" - Берковская О.Н представитель по дов. N 753 от 23.05.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Али" на решение от 21.03.2007 по делу N А73-1532/2007-74АП Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Закрытого акционерного общества "Али" к Административной комиссии Администрации города Хабаровска о признании незаконным и отмене постановления.
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2007. Полный текст постановления изготовлен 28.06.2007.
Закрытое акционерное общество "Али" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии администрации города Хабаровска (административный орган) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренной статьей 3.11 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее - КоАП Хабаровского края) в виде штрафа в размере 30000 руб.
Решением суда от 21.03.2007 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано со ссылкой на законность оспариваемого постановления.
Законность судебного акта в апелляционном порядке не проверялась.
Не согласившись с принятым решением суда, ЗАО "Али" подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование ссылается на нарушение статей 28.2, 28.3 КоАП РФ, статьи 1.4 КоАП Хабаровского края, и утверждает, что предписание N 05-61-06 от 29.11.2006 Отдела приемки объектов в эксплуатацию Департамента архитектуры, строительства и землепользования, за неисполнение которого общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 3.11 КоАП Хабаровского края, является незаконным, принятым с превышением полномочий.
Кроме того, считает, что вина общества за ведение строительства без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в предусмотренном законом порядке не установлена.
Представитель ЗАО "Али" в судебном заседании доводы кассационной инстанции поддержала в полном объеме.
В представленном на жалобу отзыве административный орган просит ее оставить без удовлетворения, решение суда без изменения как принятое в соответствии с действующим законодательством.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, начальником отдела приемки объектов в эксплуатацию департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска закрытому акционерному обществу "Али" направлено предписание N 05-61-06 от 29.11.2006 о получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в срок до 29.12.2006.
Неисполнение предписания в установленный срок явилось основанием для составления протокола N 05-02-07 от 22.01.2007 об административном правонарушении в области строительства и принятия административной комиссией постановления N 252 от 02.02.2007 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 3.11 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 30000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением административного органа, ЗАО "Али" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд, отказывая в удовлетворении требований общества, указал на наличие полномочий у начальника отдела приемки объектов в эксплуатацию составлять протоколы об административных правонарушениях" предусмотренных, в том числе, статьей 3.11 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, предусматривающей наступление ответственности за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль об устранении нарушений нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Между тем судом первой инстанции не принято во внимание следующее.
Строительство без разрешений зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, а также эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.5 КоАП РФ.
Объективной стороной в данном случае является посягательство на установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.5 КоАП РФ в соответствии со статьей 23.56 КоАП РФ рассматривают органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора.
В Хабаровском крае таким органом является Инспекция государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края, полномочия которой регламентированы Положением об Инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края, утвержденным Постановлением Правительства края от 30.05.2006 N 78-пр.
Полномочия департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска регламентированы Положением о департаменте архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска и реализуются в сфере землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 13 статьи 17 Правил землепользования и застройки в городе Хабаровске, утвержденных решением Хабаровской городской Думы N 211 от 21.05.2002, департамент архитектуры, строительства и землепользования проводит согласования объемно-планировочных, архитектурно-строительных решений для строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, их частей, благоустройства, земельных участков; общее зональное согласование-проверку проектной документации на ее соответствие градостроительным регламентам, иным условиям градостроительных требований к использованию земельного участка, установленным на стадии формирования земельного участка как объекта недвижимости.
Согласованная, прошедшая экспертизу и утвержденная проектная документация передается заказчиком в департамент архитектуры, строительства и землепользования для регистрации и получения разрешения на строительство.
Согласно Положению об Отделе приемки объектов в эксплуатацию департамента архитектуры, строительства и землепользования, утвержденного директором департамента архитектуры, строительства и землепользования, отдел приемки объектов в эксплуатацию является структурным подразделением департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска. В соответствии с пунктами 2.4, 2.6 Положения Отдел осуществляет контроль за строительством и организационно-правовым порядком на объектах строительства и принимает решение о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче такого разрешения.
Согласно статье 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
В рассматриваемом случае эксплуатация объекта "Крытый рынок" по улице Суворова города Хабаровска осуществлялась ЗАО "Али" без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Данные действия образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.5 КоАП РФ и являются основанием для привлечения общества к административной ответственности в пределах санкций, установленных данной статьей.
Следовательно, предписание начальника Отдела приемки объектов в эксплуатацию департамента архитектуры, строительства и землепользования о необходимости в срок получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, является незаконным и, административная комиссия не вправе была привлекать общество к административной ответственности за его неисполнение.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 21.03.2007 по делу N А73-1532/2007-74АП Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
Признать незаконным и отменить постановление административной комиссии администрации города Хабаровска N 252 от 02.02.2007 о назначении административного наказания ЗАО "Али" в виде взыскания штрафа в сумме 30000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 июня 2007 г. N Ф03-А73/07-2/2436
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании