Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 июня 2007 г. N Ф03-А24/07-2/1784
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя ООО "С": Шевченко Л.Л., представитель по доверенности от 02.05.2007 б/н, от ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому: Марьинских В.В., представитель по доверенности от 29.12.2006 N 30825, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому на решение от 15.01.2007 по делу N А24-5386/06-12 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "С" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2007 года.
Общество с ограниченной ответственностью "С" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (далее - инспекция, налоговый орган) от 29.08.2006 N 411.
Решением суда от 15.01.2007 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что налоговый орган не доказал в действиях общества недобросовестности, направленной на необоснованное получение налоговой выгоды.
Не согласившись с решением суда, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт. Заявитель не согласен с выводами суда о том, что обществом обоснованно заявлен налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по приобретенным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) в апреле 2006 года в сумме 4093549 руб.
По мнению налогового органа, общество действовало недобросовестно. Избирая в качестве партнера своей хозяйственной деятельности и вступая в правоотношения с ОАО "Камчатрыбспецстрой" общество должно было проявить заботливость и осмотрительность, позволяющую ему рассчитывать на надлежащее поведение контрагента в сфере налоговых правоотношений.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статьей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0% за апрель 2006 года инспекцией принято решение от 29.08.2006 N 411 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Основанием для вынесения данного решения явилось занижение суммы налога к уплате в бюджет на 1789834 руб. в результате неправомерного предъявления обществом вычетов по НДС за апрель 2006 года в сумме 4093549 руб.
О результатах проведенной камеральной проверки налоговой декларации по НДС за апрель 2006 года инспекция сообщила обществу уведомлением от 28.07.2006 N 14-23/3675.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Согласно пункту 4 названной статьи возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 настоящего Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения указанного решения.
В случае, если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решение об отказе и (или) указанное заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.
Таким образом, налоговый орган по результатам проведенной камеральной проверки декларации по НДС, представленной в соответствии с пунктом 6 статьи 164 НК РФ, обязан был принять одно из вышеперечисленных решений.
Статьей 172 НК РФ определен порядок применения налоговых вычетов, в соответствии с которым предусмотренные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую оплату сумм налога. При этом вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, является счет-фактура.
При этом счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5, 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Суд, анализируя представленные счета-фактуры от 28.04.2006 N 8 на сумму 13983713,50 руб., в том числе НДС - 2133108,84 руб., от 30.12.2005 N 76 на сумму 12851771 руб. в том числе НДС - 1960440 руб., выставленные обществу ОАО "Камчатрыбспецстрой" за выполненные работы в рамках договоров подряда, генподряда, поставки указал, что указанные счета-фактуры соответствуют требованиям пунктов 5, 6 статьи 169 НК РФ.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" разъяснил, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В соответствии с данными разъяснениями факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Следовательно, неуплата ОАО "Камчатрыбспецстрой" в бюджет НДС в течение 2003-2006 годов не является доказательством необоснованного получения обществом налоговой выгоды.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
При рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды. Эти доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 НК РФ и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Суд, анализируя представленные доказательства, пришел к выводу о недоказанности налоговым органом того, что полученная обществом налоговая выгода не связана с осуществлением им реальной экономической деятельности, осуществляемой в рамках гражданско-правовых договоров строительного подряда.
Как разъяснил Пленум ВАС РФ в Постановлении от 12.10.2006 N 53, в обоснованности налоговой выгоды может быть отказано, если будет установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность.
При таких обстоятельствах, суд, исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ пришел к обоснованному выводу о том, что решение налогового органа об отказе в привлечении ООО "С" к ответственности не соответствует требованиям Налогового кодекса РФ в связи с чем обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Доводы инспекции не опровергают выводов суда и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом, что выходит за пределы рассмотрения дела в кассационной инстанции.
Решение соответствует закону, материалам дела и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатской области от 15.01.2007 по делу N А24-5386/06-12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как предусмотрено п.1 ст.172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг) и документов, подтверждающих фактическую оплату сумм налога.
По мнению ИФНС, общество не имеет права на вычет НДС ввиду неуплаты контрагентом налогов в бюджет.
Налоговый орган считает, что, избирая в качестве партнера своей хозяйственной деятельности и вступая в правоотношения с продавцом налогоплательщик должен был проявить заботливость и осмотрительность, позволяющую ему рассчитывать на надлежащее поведение контрагента в сфере налоговых правоотношений.
Как указал суд, согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В соответствии с данными разъяснениями факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Таким образом, неуплата продавцом в бюджет НДС не свидетельствует о необоснованном получении налогоплательщиком налоговой выгоды.
Кроме того, суд учел, что каких-либо доказательств недобросовестности общества, в частности, его взаимозависимости или аффилированности с контрагентом, налоговым органом не представлено.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 июня 2007 г. N Ф03-А24/07-2/1784
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании