Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 августа 2007 г. N Ф03-А24/07-2/3187
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ОАО "Ю" - Овчарук И.В. - начальник юридического отдела, дов. N 31/07-27 от 29.12.2006, Тукова В.П. - представитель, дов. N 31/07-75 от 28.11.2006, Стельмахова Г.Н. - представитель, дов. N 31/07-74 от 28.11.2006, от ответчика: ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому - Корчуганова Е.Н. - старший госналогинспектор, дов. N 12/23384 от 31.07.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Ю" на решение от 24.01.2007, постановление от 23.05.2007 по делу N А24-3871/2006 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению Открытого акционерного общества "Ю" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2007 года.
Открытое акционерное общество "Ю" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением (с учетом уточненных требований) о признании недействительным подпункта 2.1 пункта 2 решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому N 2346 от 01.06.2006, в соответствии с которым обществу предписано уменьшить вычеты по налогу на добавленную стоимость, как необоснованно завышенные.
Решением суда от 24.01.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.05.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что стоимость топлива и соответствующий НДС оплачивались заявителем за счет средств федерального бюджета в составе общей суммы финансирования, поэтому предъявление к вычету суммы НДС неправомерно.
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражным судом произведено процессуальное правопреемство заявителя на ОАО "Ю" в связи с реорганизацией в форме присоединения.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционной инстанции, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителями в суде кассационной инстанции, судами неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права, а выводы судов о том, что федеральные субвенции предназначались в том числе и для покрытия сумм НДС в цене топлива, не соответствуют законодательству, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу, а также ее представитель в суде кассационной инстанции просит судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему в период возникших правоотношений законодательству и обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнениях к ней, а также в отзыве на кассационную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит судебные акты подлежащими отмене.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за март 2005 года, представленной ОАО "Ю". По результатам проверки заместителем руководителя налогового органа принято решение от 01.06.2006 N 2346 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Этим же решением налогоплательщику предложено уменьшить вычеты по налогу на добавленную стоимость, как необоснованно завышенные на сумму 4241874 руб.
Не согласившись с решением налогового органа в части предложения уменьшения вычетов по НДС в сумме 1004339 руб., общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В дальнейшем заявитель уточнил предмет спора в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ и просил признать решение налогового органа недействительным в части предложения уменьшить вычеты по НДС, как необоснованно завышенные на сумму 1168028 руб.
Проверяя на соответствие закону решение инспекции в упомянутой выше части, суд счел, что общество не несло реальных затрат по уплате налога на добавленную стоимость, так как получало целевые бюджетные средства на финансирование расходов на компенсацию тарифов, которые предназначались для покрытия расходов предприятия, в том числе и сумм НДС, уплачиваемых в связи с осуществлением этих расходов.
Однако судами не учтено следующее.
Постановлением Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области N 16 от 29.12.2004 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую ОАО "Камчатские электрические сети" и об утверждении тарифа на тепловую энергию собственного производства, отпускаемую МУП "Гортеплосеть" потребителям на 2005 год" (приложение N 8) (далее - Постановление N 16 от 29.12.2004) утверждены сниженные тарифы (льготные) на электрическую энергию бюджетным и прочим потребителям по диапазонам СН (среднее напряжение) и НН (низкое напряжение) соответственно 3,76 руб. и 4,42 руб. за 1 кВт/час, и для населения - 2,12 руб. за 1 кВт/час.
Кроме того, протоколом N 2 заседания Правления Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области от 07.02.2005 (приложение N 9) утверждены льготные тарифы для потребителей электроэнергии по перечню, утвержденному постановлением губернатора Камчатской области N 37 от 02.02.2005.
Пунктом 3.3 Постановления N 16 от 29.12.2004 и пунктом 1.2 протокола заседания правления N 2 от 07.02.2005 установлено, что компенсация убытков (выпадающих доходов) от предоставления сниженных (льготных тарифов) производится за счет средств областного бюджета Камчатской области.
Согласно статье 20 Закона Камчатской области от 15.12.2004 N 232 "Об областном бюджете на 2005 год" ОАО "Ю" утвержден на 2005 год объем расходов на компенсацию тарифов на электроэнергию в сумме 79000 тыс. руб.(в последующем в редакции закона Камчатской области от 31.10.2005 N 392 в сумме 70000 тыс. руб.). При этом финансирование расходов на компенсацию тарифов на электроэнергию осуществляется путем перечисления средств на оплату топлива. Основанием для перечисления указанных средств являются договоры на поставку топлива и документы, подтверждающие фактическое поступление топливно-энергетических ресурсов.
Согласно уведомлению о бюджетных ассигнованиях N 304-ЮЭС от 14.01.2005 на 2005 год получателю бюджетных средств ОАО "Ю" по целевой статье "вопросы топливно-энергетическое комплекса" предоставлены субсидии в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений в сумме 79000000 руб.
Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 вычеты.
Вычетам, в частности, подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых облагаемыми этим налогом в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи Кодекса.
Статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющими право на налоговые вычеты и порядок их применения, не предусмотрено, что налогоплательщики, получающие из бюджета дотации в связи с применением ими государственных регулируемых цен или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не вправе предъявлять суммы налога на добавленную стоимость к вычету. В таком случае применяется общий порядок предъявления налога на добавленную стоимость к вычету, установленный статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, вывод судов об отсутствии у предприятия права на вычет НДС не основан на законодательстве.
При таких обстоятельствах, решение суда и постановление апелляционной инстанции в обжалуемой части на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с принятием нового судебного акта о признании недействительным оспариваемого решения инспекции в части подпункта 2.1 пункта 2.
Поскольку кассационная жалоба общества удовлетворена, по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с инспекции в пользу общества подлежит взысканию госпошлина за рассмотрение кассационной жалобы в размере 4000 руб.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 24.01.2007, постановление от 23.05.2007 по делу N А24-3871/2006-12 Арбитражного суда Камчатской области отменить.
Признать недействительным подпункт 2.1 пункт 2 решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петропавловску-Камчатскому N 2346 от 01.06.2006 в оспариваемой части.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому в пользу ЗАО "Ю" 4000 рублей.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Камчатской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 августа 2007 г. N Ф03-А24/07-2/3187
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании