Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 сентября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/3573
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае - Парфенова В. А. представитель по дов. от 17.11.06 б/н, Дробков А.А., представитель по дов. от 21.05.07 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае на решение от 15.05.2007 по делу N А51-3394/2007 37-84 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческое предприятие "Нагасаки" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2007 года.
В Арбитражный суд Приморского края обратилось общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческое предприятие "Нагасаки" с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае от 13.03.2007 N 05-07/50П о привлечении к административной ответственности по части 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Решением суда от 15.05.2007 требования ООО "Производственно-коммерческое предприятие "Нагасаки" удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил постановление территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае от 13.03.2007 года N 05-07/50П.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе административный орган предлагает решение суда отменить, требования ООО "Производственно-коммерческое предприятие "Нагасаки" оставить без удовлетворения.
Заявитель жалобы полагает, что у административного органа имелись законные основания для привлечения общества к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ, так как расчет по трудовому договору между юридическим лицом - резидентом и физическим лицом - нерезидентом в наличной валюте Российской Федерации является валютной операцией, запрещенной валютным законодательством.
В обоснование своих доводов заявитель жалобы сослался на пункт 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ), согласно которому юридические лица - резиденты при осуществлении валютных операций производят расчеты через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается ЦБ РФ.
Исключение составляют:
- расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров;
- расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению;
- расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств, судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате портовых сборов.
Поскольку выплата резидентом нерезиденту наличной валюты Российской Федерации в счет заработной платы под указанный перечень не попадает, то в рассматриваемом случае должно применяться общее правило о расчетах между резидентами и нерезидентами с использованием банковских счетов, открытых в уполномоченных банках.
Изложенные в жалобе доводы представители Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае поддержали в заседании суда кассационной инстанции.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Производственно-коммерческое предприятие "Нагасаки" не участвовал.
Суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и не нашел оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта по следующим основаниям.
Ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования установлена ст. 15.25 КоАП РФ.
Под незаконными валютными операциями понимаются валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, или валютные операции, осуществленные с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
При этом часть 1 ст. 15.25 КоАП РФ может быть применена только в случае осуществления валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации.
Понятие валютных операций содержится в пункте 9 части 1 ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ, под которыми, в частности, понимается приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В рассматриваемом случае гражданин КНР Сюй Юйнун является работником ООО "Производственно-коммерческое предприятие "Нагасаки", что подтверждается приказом от 01.11.2006 N 35 и трудовым договором от 01.11.2006.
Поскольку работник общества Сюй Юйнун не является гражданином Российской Федерации и не имеет вид на жительство в Российской Федерации, то в силу положения пункта 7 части 1 ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ он признается нерезидентом.
Выплата юридическим лицом - резидентом нерезиденту Сюй Юйнун аванса по заработной плате за январь 2007 года в наличной валюте Российской Федерации в размере 3000 руб. осуществлена по расходному кассовому ордеру от 28.12.2006 N 224, что отражено в платежной ведомости от 28.12.2006 N 48.
Согласно пункту 9 части 1 ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ выплата заработной платы юридическим лицом - резидентом физическому лицу - нерезиденту признается валютной операцией.
Вместе с тем ст. 6 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление (статья 7 Закона действовала до 1 июля 2006 года, статья 8 Закона действовала до 1 января 2007 года, пункты 3-6 статьи 11 Закона действовали до 1 июля 2006 года).
Таким образом, валютные операции между резидентами и нерезидентами непосредственно не относятся к числу запрещенных валютных операций или операций, в отношении которых установлены какие-либо ограничения.
Ссылка заявителя жалобы на статью 14 Федерального закона N 173-ФЗ является несостоятельной, так как данная норма определяет права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций, а не законность таких операций. Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что если порядок осуществления валютных операций не установлен органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются без ограничений.
Кроме того, согласно пункту 1 ст. 13 Федерального закона N 173-ФЗ нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации. Следовательно, валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории Российской Федерации банковские счета в валюте Российской Федерации, в том числе с целью получения заработной платы в безналичной форме.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно сослался на пункт 6 ст. 4 Федерального закона N 173-ФЗ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
Кроме того, статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Статьями 131, 136 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата работникам выплачивается в валюте Российской Федерации в месте выполнения им работы, либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Поскольку в рассматриваемом случае трудовым договором не предусмотрена выплата заработной платы путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на банковский счет работника в уполномоченном банке, а федеральным законом не установлена обязанность физического лица - нерезидента открывать такой счет для получения заработной платы от юридического лица - резидента, то выплата обществом работнику Сюй Юйнун аванса по заработной плате за январь 2007 года в размере 3000 руб. наличными денежными средствами соответствует действующему законодательству. Следовательно, довод административного органа о том, что общество могло предусмотреть при заключении трудового договора с физическим лицом - нерезидентом осуществление расчетов по оплате труда с использованием банковского счета, открытого нерезидентом в уполномоченном банке, либо с использованием банковской пластиковой карты, оформленной нерезидентом в уполномоченном банке, является несостоятельным.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что административный орган не доказал факт осуществления обществом незаконной валютной операции, а также наличие вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения, следовательно, у Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае отсутствовали основания для привлечения ООО "Производственно-коммерческое предприятие "Нагасаки" к административной ответственности по части 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 268-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 15.05.2007 по делу N А51-3394/2007 37-84 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 сентября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/3573
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании