Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 сентября 2007 г. N Ф03-А37/07-2/2042
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области: Рощина О.А., представитель по доверенности от 10.10.06 N ТА-10/34154; Дзевина В.В., представитель по доверенности от 19.03.07 N ТА-05-27/8170, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области на решение от 29.01.2007 по делу N А37-2539/2005-5/15НР Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению закрытого акционерного общества "Н" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2007 года.
Закрытое акционерное общество "Н" обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области об отказе в возмещении из бюджета 2481379 руб. налога на добавленную стоимость и обязании налогового органа возвратить спорную сумму из бюджета.
Решением суда первой инстанции от 31.10.2005 заявление удовлетворено. Суд пришел к выводу о соблюдении обществом требований налогового законодательства для подтверждения права на возмещение налога на добавленную стоимость.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.04.06 принятый по делу судебный акт отменен с направлением дела на новое рассмотрение в связи с несоответствием выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам.
При новом рассмотрении дела от 29.01.2007 общество уточнило заявленные требования: просит признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области об отказе в возмещении из бюджета 2481379 руб. налога на добавленную стоимость.
Решением суда первой инстанции от 29.01.2007 требование общества удовлетворено. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным. Кроме того, на налоговый орган возложена обязанность по возврату обществу из бюджета 2481379 руб.
Удовлетворяя заявление общества, суд сослался на регистр раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость, в котором четко установлено разделение "входного" налога на добавленную стоимость между облагаемыми оборотами и оборотами, не подлежащими обложению налогом на добавленную стоимость.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления ЗАО "Н" отказать. В обоснование жалобы налоговый орган указывает на несоответствие выводов суда о ведении обществом раздельного учета имеющимся в материалах дела доказательствам.
ЗАО "Н" извещено в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представитель в судебное заседание не явился.
Проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав пояснения представителей налогового органа, кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как установлено судом, ЗАО "Н" 20.04.2005 представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области налоговую декларацию по налоговой ставке 0 процентов по налогу на добавленную стоимость за март 2005 года, в которой заявило к возмещению из бюджета 2481379 руб. налоговых вычетов.
При камеральной проверке налоговой декларации налоговый орган пришел к выводу об отсутствии оснований для возмещения спорной суммы по налоговой ставке 0 процентов из бюджета в связи с отсутствием раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам.
По материалам камеральной проверки налоговым органом принято решение от 18.07.2005 N ВК-07-10/516 об отказе обществу в возмещении 2481379 руб. из бюджета.
Обязанность ведения раздельного учета сумм НДС обществом обусловлена осуществлением им операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов и предусмотрена пунктом 4 статьи 170 НК РФ.
Исходя из положений пункта 4 статьи 170 НК РФ, суммы "входного" налога на добавленную стоимость:
- учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым в деятельности, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
- принимаются к вычету - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
- принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Такая пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операций по реализации которых подлежат налогообложению (освобождению от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
Пунктом 4 статьи 170 НК РФ установлено, что при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета, сумма "входного" налога на добавленную стоимость вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается.
Таким образом, применение специальной нормы о пропорциональном определении "входного" НДС, подлежащего вычету, относится к случаям, когда товары (работы, услуги) используются в облагаемых и не облагаемых НДС операциях и невозможно установить какая именно часть используется в указанных операциях.
Нормами главы 21 НК РФ не установлены формы и способы ведения налогоплательщиками раздельного учета. В связи с чем налогоплательщики должны сами обеспечить ведение раздельного учета таким образом, чтобы можно было достоверно определить, к какому виду деятельности относятся те или иные суммы налога.
Пунктом 43 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ, утвержденных Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, установлено, что порядок ведения раздельного учета расходов должен быть оформлен приказом или распоряжением руководителя организации и соответствовать порядку, изложенному в пункте 4 статьи 170 НК РФ.
Из решения налогового органа следует, что приказ по учетной политике на 2005 год, регистры раздельного аналитического учета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления операций, облагаемых по налоговым ставкам 18, 0 процентов, которые подтверждают ведение раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, обществом не представлены.
В подтверждение ведения раздельного учета обществом в суд представлен регистр раздельного учета сумм НДС, при исследовании которого суд пришел к выводу о ведении раздельного учета обществом. При этом суд указал, что из указанного регистра четко прослеживаются конкретные суммы НДС, подлежащие возмещению.
Между тем судом не установлено каким способом обществом велся раздельный учет, как определялся НДС, подлежащий возмещению из бюджета по декларации по налоговой ставке 0 процентов и НДС, отнесенный к вычету по операциям, облагаемым по налоговой ставке 18 процентов.
В пояснительной записке (л.д. 2 т. 3) общество указывало на то, что распределение сумм "входного" НДС производилась в следующем порядке: по товарам (работам, услугам) при их использовании при добыче драгоценных металлов, и товарам (работам, услугам), приходящимся на общехозяйственные расходы относился на вычеты в декларации по налоговой ставке 0 процентов, а по товарам (работам, услугам), использованным в производственной деятельности, связанной с выполнением подрядных работ и тому подобной реализацией, облагаемой по ставке 18 процентов, относился на вычеты в декларации по общей ставке. Однако обществом не указано какие счета велись обществом для учета "входного" НДС, хозяйственных операций, обязательств, имущества и нематериальных активов для раздельного учета операций, облагаемых по ставке 18 и 0 процентов. Отсутствуют такие документы и в материалах дела. Регистр бухгалтерского учета, на который сослался суд, таких сведений не содержит.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение, если выводы суда не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 29.01.2007 по делу N А37-2539/2005-5/15 HP Арбитражного суда Магаданской области отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 сентября 2007 г. N Ф03-А37/07-2/2042
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании