Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 сентября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/3867
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ТУ Росфиннадзора в Приморском крае - Дробков А.А., представитель по доверенности б/н от 21.05.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточное морское пароходство" на решение от 27.02.2007, постановление от 06.06.2007 по делу N А51-587/07 29-22 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточное морское пароходство" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае о признании незаконным и отмене постановления от 30.11.2006 N 05-06/210П по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2007 года.
Открытое акционерное общество "Дальневосточное морское пароходство" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае (далее территориальное управление) от 30.11.2006 N 05-06/210П, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 27.02.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.06.2006, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что справка о подтверждающих документах представлена обществом в уполномоченный банк - ОАО "Дальневосточный банк" с пропуском установленного законодательством о валютном регулировании срока.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество подало кассационную жалобу, в которой просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить в связи с допущенными нарушениями норм материального права. По мнению заявителя жалобы, в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, так как справка о подтверждающих документах, связанных с проведением валютных операций, не относится к формам учета и отчетности. Следовательно, ответственность за непредставление в установленный срок такой справки не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Территориальное управление в отзыве и его представитель в суде кассационной инстанции против отмены решения и постановления апелляционной инстанции возражают, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения представителя территориального управления, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что заявленная жалоба общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, территориальное управление провело проверку соблюдения обществом требований валютного законодательства, в ходе которой было установлено, что общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах с нарушением установленного Положением Центрального банка РФ N 258-П от 01.06.2004 "О порядке представления резидентами уполномоченными банками подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение ЦБ РФ N 258-П) срока представления на 44 дня.
Данный факт зафиксирован в протоколе об административном правонарушении N 05-06/210 от 17.11.2006.
На основании указанного протокола и иных материалов дела территориальное управление 30.11.2006 приняло постановление о назначении административного наказания N 05-06/210П, которым общество признано виновным с совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере четырехсот минимальных размеров оплаты труда, что составляет 40000 руб.
Не согласившись с постановлением территориального управления, общество оспорило его в судебном порядке.
Из материалов проверки общества территориальным управлением установлено, что общество (перевозчик) и компания "Z Trans M Ltd,." (клиент), Гибралтар 01.01.2005 заключили договор NPRC 05/0105 на перевозку транзитных грузов, следующих в западном направлении на условиях CY/CY, от контейнерной площадки перевозчика в порт Шанхай (Китай) до контейнерной площадки в порту Восточном (Россия).
Стоимость услуг: транзитный груз - 40GP или НС контейнер клиента: 692 доллара США плюс 50 долларов США (бункерная надбавка). Ставка включает портовую надбавку в Шанхае и не включает НДС, ТНС и возможные надбавки пикового сезона.
Клиент производит оплату в долларах США, согласно счетам перевозчика. Оплата производится в течение 15 календарных дней с момента получения счета.
Паспорт сделки N 05010024/0843/0000/3/0 по заключенному договору N PRC 05/0105 от 01.01.2005 на перевозку транзитных грузов, оформленный в январе 2005 года, был переоформлен обществом в ОАО "Дальневосточный банк" 09.02.2006.
Общество 29.12.2005 по вышеназванному договору представило в уполномоченный банк - ОАО "Дальневосточный банк" инвойсы за оказанные услуги N 04361 от 31.10.2005 на сумму 1200 долларов США (крайний срок представления - 15.11.2005), N 04753 от 23.11.2005 на сумму 5194 долларов США (крайний срок представления - 15.12.2005), N 04840 от 29.11.2005 на сумму 2100 долларов США (крайний срок представления 15.12.2005), и справку о подтверждающих документах от 29.12.2005 по указанным инвойсам с нарушением срока.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Арбитражный суд, устанавливая обстоятельства по делу, пришел к выводу о том, что, так как общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и инвойсы как подтверждающий факт вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации с пропуском установленного законодательством о валютном регулировании и валютном контроле срока представления на 44 дня, то общество совершило административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ: несоблюдение установленного порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
При этом судом не учтено, что частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
В соответствии с нормами Закона о валютном регулировании различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 названного выше Закона, Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Указанный порядок установлен Банком России Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положением ЦБ РФ N 258-П.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий общества по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют.
Таким образом, суд неправильно применил нормы материального права, в связи с чем принятое судом решение подлежит отмене, а заявление общества о признании незаконным и отмене постановления от 30.11.2006 N 05-06/210П по делу об административном правонарушении - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 27.02.2007, постановление апелляционной инстанции от 06.06.2007 по делу N А51-587/07 29-22 Арбитражного суда Приморского края отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае от 30.11.2006 N 05-06/210П о назначении административного наказания, которым открытое акционерное общество "Дальневосточное морское пароходство" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 сентября 2007 г. N Ф03-А51/07-2/3867
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании