Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 октября 2007 г. N Ф03-А73/07-2/3847
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя Управления Росздравнадзора по Хабаровскому краю - Наумова Л.И., представитель по доверенности от 09.01.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амур-Фарма" на постановление от 03.07.2007 по делу N А73-3873/2007-74АП (АИ-1/1032/07-45) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Управления Росдравнадзора Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Хабаровскому краю к обществу с ограниченной ответственностью "Амур-Фарма" о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 9 октября 2007 года.
Управление Росздравнадзора Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Хабаровскому краю (далее - Управление; административный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Амур-Фарма" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 22.05.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.07.2007, заявление административного органа удовлетворено, общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде взыскания штрафа в сумме 40000 руб. ввиду доказанности факта административного правонарушения и вины общества в его совершении.
Не согласившись с решением суда, ООО "Амур-Фарма" подало кассационную жалобу, в которой просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, а производство по делу прекратить. Заявитель жалобы полагает, что грубых нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности обществом допущено не было. Кроме того, общество считает, что суд не применил положения статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающие возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в суде кассационной инстанции доводы жалобы отклоняют и просят состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, как законные и обоснованные.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит правовых оснований к отмене решения суда и постановления апелляционной инстанции исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Управления от 03.04.2007 N 19-р проведена проверка по вопросу соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности ООО "Амур-Фарма" (лицензия от 20.01.2005 N 99-02-002750), по результатам которой составлен акт от 18.04.2007. В ходе проверки аптечного пункта, принадлежащего обществу и расположенного в г. Хабаровск по адресу: ул. Бондаря, 13, как следует из акта проверки, выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий, а именно: нарушение условий хранения термолабильных лекарственных средств и лекарственных препаратов списка "Б"; и правил отпуска препаратов, отпускаемых по рецепту врача.
По данному факту 18.04.2007 административным органом в присутствии законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Материалы проверки направлены Управлением в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Амур-Фарма" к административной ответственности.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Под грубым нарушением, исходя из пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного во исполнение Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416, понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а"-"д" пункта 4 названного Положения.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности, согласно подпункту "в" пункта 4 названного Положения, является, в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (с изменениями и дополнениями) и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями).
Как следует из пункта 4 статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах", правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 N 80 утвержден Отраслевой стандарт "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях", которым предусмотрено, что аптечная организация (в том числе аптечный пункт), должна располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности лекарственных препаратов при их хранении и реализации (пункт 2.8); помещение, где хранятся лекарственные препараты, должно быть оснащено приборами для регистрации параметров воздуха - термометрами и гигрометрами, которые размещают на внутренней стене помещения (пункт 3.19); к хранению лекарственных средств списков "А" и "Б" предъявляются особые правила, в частности: такие лекарственные препараты хранятся изолированно, в запирающихся металлических шкафах под замком (список "А") и в деревянных шкафах под замком (список "Б") (пункт 5.6).
Суд на основе исследования и оценки в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ всех имеющихся в материалах дела доказательств, установил, что обществом при осуществлении фармацевтической деятельности допущены нарушения требований названного выше Приказа, а именно: хранение препаратов списка "Б" на полках стеллажа без дверей; хранение препаратов, требующих условий хранения в прохладном месте или при определенной температуре (от + 10°С до + 15°С), в торговом зале, температура в котором составляла + 20°С; хранение препаратов, отпускаемых по рецепту врача, на открытой витрине. Данные нарушения подтверждаются: актом проверки, протоколом об административном правонарушении от 18.04.2007 и объяснениями лиц, участвующих в деле.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности факта административного правонарушения, установленного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ и выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а также вины общества в его совершении, следовательно, о наличии в действиях ООО "Амур-Фарма" состава административного правонарушения, поэтому правомерно привлек последнее к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб.
Доводы общества о возможности прекращения производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения, так как все зафиксированные в акте проверки недостатки были сразу исправлены, подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований или освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью, а учитывается при назначении административного наказания, что и было сделано судом, назначившим штраф в минимальном размере.
Полномочия административного органа по составлению протокола об административном правонарушении, порядок и срок привлечения общества к административной ответственности проверены судом. При этом обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, не установлено.
Доводы заявителя жалобы фактически сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и установленных на их основе обстоятельств, и подлежат отклонению в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, установившей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
При подаче кассационной жалобы ООО "Амур-Фарма" уплачена государственная пошлина в сумме 1000 руб., которая в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит возврату из бюджета, поскольку федеральным законом, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 13 Постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности, следовательно, госпошлина не уплачивается и при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286-289, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 03.07.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3873/2007-74АП (АИ-1/1032/07-45) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб. ООО "Амур-Фарма", уплаченную при подаче кассационной жалобы.
Справку выдать Арбитражному суду Хабаровского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд на основе исследования и оценки в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ всех имеющихся в материалах дела доказательств, установил, что обществом при осуществлении фармацевтической деятельности допущены нарушения требований названного выше Приказа, а именно: хранение препаратов списка "Б" на полках стеллажа без дверей; хранение препаратов, требующих условий хранения в прохладном месте или при определенной температуре (от + 10°С до + 15°С), в торговом зале, температура в котором составляла + 20°С; хранение препаратов, отпускаемых по рецепту врача, на открытой витрине. Данные нарушения подтверждаются: актом проверки, протоколом об административном правонарушении от 18.04.2007 и объяснениями лиц, участвующих в деле.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности факта административного правонарушения, установленного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ и выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а также вины общества в его совершении, следовательно, о наличии в действиях ООО "Амур-Фарма" состава административного правонарушения, поэтому правомерно привлек последнее к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 40000 руб.
...
При подаче кассационной жалобы ООО "Амур-Фарма" уплачена государственная пошлина в сумме 1000 руб., которая в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит возврату из бюджета, поскольку федеральным законом, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 13 Постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности, следовательно, госпошлина не уплачивается и при подаче кассационной жалобы."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 октября 2007 г. N Ф03-А73/07-2/3847
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании