Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 октября 2007 г. N Ф03-А24/07-1/4516
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: С.Н. Бобкова - начальник службы правового обеспечения по доверенности от 21.12.2006 N" ДСВ-8/КФ, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Камчатской области на решение от 15.06.2007 по делу N А24-5546/06-09 Арбитражного суда Камчатской области, по иску открытого акционерного общества "Дальсвязь" к Камчатской области в лице Департамента финансов и бюджетной политики Администрации Камчатской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, третьи лица: Государственное учреждение "Камчатский областной центр по выплате государственных и социальных пособий", Управление труда и социального развития Администрации Камчатской области, о взыскании 1130601,65 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2007 года.
Открытое акционерное общества "Дальсвязь" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском к Камчатской области в лице Департамента финансов и бюджетной политики Администрации Камчатской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию о взыскании 1130601,65 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате услуг за пользование радио в 2003 году в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное учреждение "Камчатский областной центр по выплате государственных и социальных пособий", Управление труда и социального развития Администрации Камчатской области.
Решением от 15.06.2007 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Обратившись в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, Министерство финансов РФ в лице УФК по Камчатской области в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы заявитель со ссылкой на статью 200 Гражданского кодекса РФ приводит доводы о том, что истцом пропущен установленный законодательством срок исковой давности.
Представитель ОАО "Дальсвязь" в судебном заседании кассационной инстанции выразила согласие с принятым по делу решением и просила оставить его без изменения
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность обжалуемого решения, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, ОАО "Дальсвязь" в период с января по декабрь 2003 года за счет собственных средств предоставляло отдельной категории граждан льготы по оплате услуг за пользование радио в размере 50%.
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 1130601,65 руб. составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что установка телефона и абонентская плата за пользование им производится за счет средств федерального бюджета, оплата за пользование радио - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 10 данного Закона предусмотрено, что порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536, установлено Министерство финансов РФ.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов по предоставлению потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
При рассмотрении настоящего дела суд установил, что денежные средства субъекту Российской Федерации для осуществления обязанности по возмещению организациям убытков в рамках реализации установленных Законом льгот не утверждались.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса РФ органом, призванным выступать от имени казны Российской Федерации при возмещении вреда за ее счет, является Министерство финансов РФ.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Камчатская область финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 1130601,65 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статьи 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Довод Минфина РФ о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании убытков за период с января по декабрь 2003 года судом отклоняется, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 200 Гражданского кодекса РФ с учетом положений статьи 12 Бюджетного кодекса РФ срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2003 году гражданам льготам, начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2004 и истек 01.01.2007. В связи с этим настоящие исковые требования, заявленные истцом в ноябре 2006 года, считаются поданными в арбитражный суд в пределах срока исковой давности.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.06.2007 по делу N А24-5546/06-09 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 октября 2007 г. N Ф03-А24/07-1/4516
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании