Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 октября 2007 г. N Ф03-А04/07-2/3354
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Жилсервис" на решение от 21.05.2007 по делу N А04-1569/2007-9/187 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Прокурора Сковородинского района Амурской области к Муниципальному унитарному предприятию "Жилсервис" о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2007 года.
Прокурор Сковородинского района Амурской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении Муниципального унитарного предприятия "Жилсервис" (далее - МУП "Жилсервис"; предприятие) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Решением суда от 21.05.2007 заявление прокурора удовлетворено, МУП "Жилсервис" привлечено к административной ответственности по указанной выше части статьи 14.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 40000 руб.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда, предприятие подало кассационную жалобу, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт, полагая, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. МУП "Жилсервис" ссылается на то, что оно в соответствии с договором от 19.09.2006 осуществляло прием и захоронение твердых бытовых отходов, которые не относятся к опасным отходам, поэтому наличие лицензии для предприятия не обязательно. Доказательства обратного, как указывает заявитель жалобы, в материалах дела отсутствуют.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание кассационной инстанции не прибыли.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) применение судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает необходимым отменить решение суда, исходя из следующего.
Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности определен в части 1 главы 25 АПК РФ. Так, в соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, в данном случае постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения лица к административной ответственности.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности, согласно части 1 статьи 206 АПК РФ, принимается судом по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ, то есть в силу статьи 170 АПК РФ в нем должны быть указаны: доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела, и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела следует, что постановлением прокурора Сковородинского района Амурской области от 28.03.2007 в отношении МУП "Жилсервис" возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), а именно: захоронение последним опасных отходов по договору с Муниципальным учреждением здравоохранения "Сковородинская центральная районная больница" (далее - МУЗ "Сковородинская ЦРБ") без лицензии на указанный вид деятельности.
Согласно подпункту 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями; далее - Закон о лицензировании), деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию. Таким образом, осуществление указанного вида деятельности на территории Российской Федерации требует получения лицензии в соответствии с названным выше Федеральным законом.
Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, МУП "Жилсервис" заключен договор от 19.09.2006 с МУЗ "Сковородинская ЦРБ", согласно которому предприятие принимает на себя обязательства по приему и захоронению твердых бытовых отходов медицинского учреждения.
В соответствии с пунктом 2.1 "Правил сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.7.728-99", утвержденных Постановлением Минздрава РФ от 22.01.1999 N 2 (далее - СанПиН 2.1.7.728-99) под отходами лечебно-профилактических учреждений понимаются все виды отходов, образующиеся в больницах, поликлиниках, диспансерах и.т.д. Указанными Правилами (пункт 3) предусмотрена классификация медицинских отходов. Все отходы здравоохранения разделяются по степени их эпидемиологической, токсической и радиационной опасности на пять классов опасности: класс А - неопасные отходы; класс Б - опасные (рискованные) отходы; класс В - чрезвычайно опасные отходы и т.д.
Суд, удовлетворяя заявление о привлечении МУП "Жилсервис" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, исходил из того, что предприятие, не имея соответствующей лицензии, приняло на себя обязательства по договору от 19.09.2006 с МУЗ "Сковородинская ЦРБ" по захоронению опасных отходов, сбор которых осуществляется лечебным учреждением, согласно Приказу от 20.02.2006 N 43 "О контроле за сбором, хранением и удалением отходов ЛПУ".
В подтверждение своих выводов о наличии в действиях МУП "Жилсервис" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, суд ссылается на постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.03.2007, названные выше договор от 19.09.2006 и приказ N 43 от 20.02.2006.
Между тем, как установлено судом и следует из материалов дела (договор от 19.09.2006 и приказ N 43), предприятие осуществляет прием и захоронение твердых бытовых отходов, а лечебное учреждение производит сбор как опасных - класса Б, так и неопасных - класса А отходов. При этом, согласно приказу N 43, обязанность по сбору отходов класса А и Б возлагается на медицинский персонал учреждения здравоохранения, которому предписано производить сбор таких отходов по утвержденным схемам.
МУП "Жилсервис" факт приема и захоронения по договору с МУЗ "Сковородинская ЦРБ" именно опасных отходов лечебного учреждения отрицает. В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о приеме и захоронении предприятием именно опасных отходов класса Б. Обязанность на получение лицензии на осуществление деятельности по приему и захоронению неопасных отходов Законом о лицензировании не предусмотрена.
Таким образом, выводы суда о наличии в действиях МУП "Жилсервис" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, основаны на неправильном применении названных выше норм права и не подтверждаются материалами дела, поэтому принятое им решение следует отменить, а в удовлетворении заявления - отказать.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 21.05.2007 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1569/07-9/187 отменить. В удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности Муниципальное унитарное предприятие "Жилсервис" по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 октября 2007 г. N Ф03-А04/07-2/3354
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании