Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Издательско-полиграфический комплекс "Свободный Сахалин" на решение от 24.05.2007, постановление от 22.06.2007 по делу N А59-1549/07-С15 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Издательско-полиграфический комплекс "Свободный Сахалин" к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области о признании незаконным и отмене постановления от 26.04.2007 N 64-07/78 по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2007 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Издательско-полиграфический комплекс "Свободный Сахалин" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области (далее - территориальное управление) от 26.04.2007 N 64-07/78 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 24.05.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.06.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что справка о подтверждающих документах представлена обществом в Межрегиональный акционерный банк экономического сотрудничества "Сахалин-вест", ОАО (далее - банк) с пропуском установленного законодательством о валютном регулировании срока.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество заявило кассационную жалобу, в которой просит их отменить в связи с допущенными нарушениями норм материального права. По мнению заявителя жалобы, в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, так как справка о подтверждающих документах не является формой учета и отчетности по валютным операциям, следовательно, несвоевременное представление такой справки не может служить основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Административный орган в отзыве на кассационную жалобу отклоняет доводы общества в полном объеме, считает принятые судом решение и постановление законными и обоснованными.
Письменным заявлением от 17.10.2007 территориальное управление просит отложить судебное разбирательство по делу. Суд кассационной инстанции, рассмотрев данное ходатайство, пришел к выводу о том, что основания для его удовлетворения отсутствуют.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном разбирательстве не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, а также в дополнениях к ним, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а заявление общества - удовлетворению.
Как следует из установленных судом обстоятельств дела, территориальное управление провело проверку соблюдения обществом требований валютного законодательства, в ходе которой установлено, что последнее представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах с нарушением установленного Положением Центрального банка РФ N 258-П от 01.06.2004 "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение ЦБ РФ N 258-П) срока представления на 28 дней.
Данный факт зафиксирован в протоколе об административном правонарушении N 64-07/78 от 16.04.2007, на основании которого и иных материалов дела административный орган 26.04.2007 принял постановление о назначении административного наказания N 64-07/78, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере четырехсот минимальных размеров оплаты труда, что составляет 40000 рублей.
Не согласившись с постановлением территориального управления, общество оспорило его в судебном порядке.
Из материалов проверки общества территориальным управлением установлено, что общество - резидент и компания - нерезидент "Aragast Soft" (республика Армения) 09.12.2000 заключили договор N 8 о сотрудничестве, и на основании этого в уполномоченном банке открыт паспорт сделки N 04070002/1668/0000/4/0.
В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона, в том числе подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Арбитражный суд, устанавливая обстоятельства по делу, пришел к выводу о том, что, поскольку общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах с пропуском установленного законодательством о валютном регулировании и валютном контроле срока представления на 28 дней, то общество совершило административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ: несоблюдение установленного порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
При этом судом не учтено, что частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
В соответствии с нормами Закона о валютном регулировании различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 названного выше Закона, Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам, как агентам валютного контроля, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Указанный порядок установлен Инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положением ЦБ РФ N 258-П.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.
К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 5 Закона о валютном регулировании, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.
Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий общества по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ отсутствуют.
Таким образом, суд неправильно применил нормы материального права, в связи с чем принятые судом решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а заявление общества о признании незаконным и отмене постановления от 26.04.2007 N 64-07/78 по делу об административном правонарушении - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 104, 283, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Издательско-полиграфический комплекс "Свободный Сахалин" удовлетворить.
Решение от 24.05.2007, постановление апелляционной инстанции от 22.06.2007 по делу N А59-1549/07-С15 Арбитражного суда Сахалинской области отменить.
Постановление территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области от 26.04.2007 N 64-07/78 "О назначении административного наказания по делу об административном правонарушении" о признании общества с ограниченной ответственностью "Издательско-полиграфический комплекс "Свободный Сахалин" (свидетельство о госрегистрации серии 65 N 000142980, место нахождения: г. Южно-Сахалинск, Невельского, 56) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, признать незаконным и отменить.
Приостановление исполнения указанных судебных актов по определению Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N 001606 от 07.09.2007 отменить.
Возвратить ООО "Издательско-полиграфический комплекс "Свободный Сахалин" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб. как ошибочно уплаченную при подаче кассационной жалобы. Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 октября 2007 г. N Ф03-А59/07-2/4403 "Поскольку нормативными актами Банка России такие документы, как справка о подтверждающих документах, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, то правовые основания для квалификации административным органом действий общества по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ отсутствуют"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", январь-февраль 2008, N 1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании