Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4459
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца - Склизков Н.В. - представитель по доверенности от 01.09.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства Минфина РФ по Приморскому краю на решение от 27.03.2007, постановление от 13.07.2007 по делу N А51-442/2007 32-15 Арбитражного суда Приморского края, по иску муниципального предприятия "Жилищно-эксплуатационное управление" к Администрации муниципального образования "Кавалеровский район", Финансовому департаменту администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 1580894,37 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 30.10.2007. Полный текст постановления изготовлен 06.11.2007.
Муниципальное предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Кавалеровского района, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 1580894,37 руб. расходов, возникших в связи с предоставлением гражданам предусмотренных федеральным законодательством льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Определением суда от 09.01.2007 исковые требования разъединены в отдельные производства, и в рамках настоящего дела рассмотрены требования о взыскании, с учетом уточнения иска, 96536,06 руб. расходов, связанных с предоставлением в 2003-2004 годах льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решением суда от 27.03.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.07.2007, исковые требования в сумме 40424,89 руб., удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. Во взыскании остальной суммы отказано в связи с необоснованным включением в размер задолженности 29575,65 руб. и пропуском срока исковой давности по задолженности, образовавшейся ранее 2003 года.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, которое просит их отменить как необоснованные, вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы Минфин РФ приводит доводы о том, что в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, что решение о взыскании убытков с казны Российской Федерации принято без учета установленного постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 порядка предоставления льгот, так как истец не представил доказательства, что жилищный фонд, в котором проживают льготные категории граждан, относится к федеральной собственности.
Обращает внимание суда кассационной инстанции на исполнение Минфином РФ обязательств по исполнению федерального бюджета в части предоставления Приморскому краю субсидий на реализации жилищно-коммунальных льгот, в том числе, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Истец в представленном отзыве и через представителя в судебном заседании жалобу отклонил, просил судебные акты оставить без изменения.
Представители других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом, истец на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет собственных средств предоставил в 2003-2004 годах гражданам, имеющим на это право, 50-процентную скидку при оплате жилищно-коммунальных услуг.
В связи с тем, что соответствующие расходы предприятию возмещены государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления из соответствующих бюджетов не в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Вместе с тем Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Исходя из вышеназванных нормативных актов с учетом ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", суд пришел к обоснованному выводу о том, что финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий.
Судом исследовано исполнение муниципального, краевого бюджетов в спорном периоде и федеральных законов федеральном бюджете на 2003 и 2004 годы и установлено, что все поступившие в указанный период в Приморский край из Фонда компенсаций средства федерального бюджета в размере 160753 тыс. руб. и 368303 тыс. руб. соответственно в полном объеме распределены между муниципальными образованиями. В том числе Кавалеровскому району в 2003 году передано 5489 тыс. руб. и в 2004 году - 6341 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования выделенных субъекту РФ и муниципальному образованию денежных средств не представлено.
Установлено также, что задолженность перед истцом за 2003 период отсутствует в связи с возмещением муниципальным образованием его расходов за указанный год в полном объеме.
Наряду с этим, объем денежных средств, поступивших Кавалеровскому району в 2004 году на реализацию льгот, не покрыл фактическую потребность муниципального образования в соответствующих расходах, в результате чего истец не получил возмещения понесенных в указанный период расходов в размере 40424,89 руб.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Кавалеровского района, суд правомерно возместил понесенные в связи с этим убытки истца за счет казны Российской Федерации, что соответствует также разъяснениям, данным в пункте 18 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" N 23 от 22.06.2006.
Таким образом, при принятии решения и постановления судом правильно применены нормы материального и процессуального права, и оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по кассационной жалобе, в уплате которой Минфину РФ предоставлялась отсрочка, подлежит взысканию с казны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 27 03 2007, постановление от 13.07.2007 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-442/2007 32-15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с казны Российской Федерации в доход федерального бюджета 1000 рублей госпошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 ноября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4459
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании