Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 октября 2007 г. N Ф03-А24/07-1/4505
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 октября 2007 г. N Ф03-А24/07-1/3802
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ОАО "Камчатскэнерго": Кондращенко М.Е. - представитель по доверенности от 27.04.2007 N ДВЭУК-71/883Д, от ФГУП "44 электрическая сеть ВМФ" МО РФ: Рябухин А.П. - конкурсный управляющий, Лопанцев А.С. - представитель по доверенности от 24.08.2007 N 2171, от ФГУ "Управление Тихоокеанского флота": Лазарева Т.Д. - представитель по доверенности от 25.09.2007 N 157, Матюшичев С.Н. - начальник отдела по доверенности от 25.09.2007 N 156, Ширшов А.Н. - представитель по доверенности от 25.09.2007 N 155, от ТУ ФАУФИ по Камчатской области: Шаповалов А.С. - представитель по доверенности от 06.09.2007 N 162, от Министерства обороны РФ: Шаповалов А.С. - представитель по доверенности от 28.08.2007 N 105а (1-2022), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного учреждения "Управление Тихоокеанского флота" на определение от 19.01.2007, постановление от 02.08.2007 по делу N А24-3179/06-13 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению открытого акционерного общества "Камчатскэнерго" о признании Федерального государственного унитарного предприятия "44 электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны РФ несостоятельным (банкротом).
Резолютивная часть постановления объявлена 09.10.2007. Полный текст постановления изготовлен 16.10.2007.
ОАО "Камчатскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании федерального государственного унитарного предприятия "44 электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны РФ (далее - предприятие, должник) несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением денежного обязательства на сумму 189134027 руб. 37 коп., включая 187134027 руб. 37 коп. основного долга, подтвержденного вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 20.01.2003 по делу N А49-2315/02.
По ходатайствам ОАО "Камчатскэнерго" к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Камчатской области, Министерство обороны РФ, Тихоокеанский флот ВМФ Министерства обороны РФ (ФГУ "Управление Тихоокеанского флота").
Определением арбитражного суда от 26.12.2006 по ходатайству ОАО "Камчатскэнерго" в порядке статьи 48 АПК РФ произведена процессуальная замена заявителя по делу о банкротстве: ОАО "Камчатскэнерго" заменено на ООО "Примсибметалл" в связи с заключением между указанными лицами договора уступки права требования от 12.07.2006 N 17, по которому ОАО "Камчатскэнерго" уступило ООО "Примсибметалл" право требования задолженности по неисполненным обязательствам Предприятия на общую сумму 264248517 руб. 37 коп., возникшее, в том числе, из исполнительного листа от 25.06.2003 по делу N А49-2315/02.
Определением от 19.01.2007 требования ООО "Примсибметалл" к должнику на сумму 186634027 руб. 37 руб. основного долга и 278091 руб. 08 коп. процентов признаны обоснованными и в отношений ФГУП "44 электрическая сеть ВМФ" введена процедура наблюдения сроком на три месяца. Временным управляющим утвержден Рябухин А.П.
По ходатайству ОАО "Камчатскэнерго" в порядке статьи 48 АПК РФ определением суда от 20.04.2007 снова произведена процессуальная замена заявителя по делу о банкротстве с ООО "Примсибметалл" на ОАО "Камчатскэнерго", поскольку постановлением апелляционной инстанции арбитражного суда от 18.04.2007 по делу N А24(49)-2315/02 отменено определение от 21.12.2006 о процессуальной замене ОАО "Камчатскэнерго" на ООО "Примсибметалл" в рамках этого же дела, а договор уступки права требования от 12.07.2006 N 17 между указанными лицами расценен как ничтожная сделка.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.08.2007 определение от 19.01.2007 о введении наблюдения в отношении должника изменено: заменено наименование кредитора, требования которого признаны обоснованными, с ООО "Примсибметалл" на ОАО "Камчатскэнерго", и уменьшена до 186619768 руб. 23 коп. сумма основного долга, подлежащая включению в третью очередь реестра требований кредиторов. В остальной части определение от 19.01.2007 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГУ "Управление Тихоокеанского флота", привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, просит определение от 19.01.2007 и постановление апелляционной инстанции от 02.08.2007 о введении наблюдения отменить в связи с нарушением и неправильным применением арбитражным судом норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что процедура наблюдения в отношении предприятия введена судом с нарушением ФЗ от 24.06.1999 N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" и статей 190, 192 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку, как считает заявитель жалобы, ФГУП "44 электрическая сеть ВМФ" является стратегическим предприятием и относится к субъектам естественных монополий топливно-энергетического комплекса, для которых установлены иные признаки банкротства и требования к кандидатуре арбитражного управляющего, нежели в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Кроме того, дело рассматривалось судом в отсутствие представителя собственника предприятия - Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, которое не извещалось о времени и месте судебных заседаний. Территориальное управление ФАУФИ по Камчатской области, участвовавшее в судебных заседаниях, не наделено полномочиями представителя собственника при рассмотрении дел о банкротстве.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представители ФГУ "Управление Тихоокеанского флота" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, и настаивали на ее удовлетворении.
Представитель Министерства обороны РФ и Территориального управления ФАУФИ по Камчатской области выразил согласие с позицией заявителя кассационной жалобы и также просил об отмене судебных актов о введении наблюдения в отношении предприятия.
Представители ОАО "Камчатскэнерго" и ФГУП "44 электрическая сеть ВМФ", считая кассационную жалобу необоснованной, возражали против ее удовлетворения, и просили оставить обжалуемые акты в силе.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность определения от 19.01.2007 и постановления апелляционной инстанции от 02.08.2007, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что указанные судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Первой и апелляционной инстанциями арбитражного суда установлено, что ОАО "Камчатскэнерго" имеет требование к предприятию по денежным обязательствам на общую сумму 186897859 руб. 31 коп., включая 186619768 руб. 23 коп. основного долга, вытекающее из договора энергоснабжения от 01.01.2000 N 882 и подтвержденное вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Камчатской области от 20.01.2003 по делу N А49-2315/02.
Поскольку по истечении тридцати дней с даты направления в службу судебных приставов исполнительного листа, выданного арбитражным судом на принудительное исполнение вышеуказанного решения, предприятие денежные обязательства перед ОАО "Камчатскэнерго" не исполнило, арбитражный суд пришел к выводу о наличии у предприятия признаков банкротства, обоснованности требований ОАО "Камчатскэнерго", правомерности его обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, а также о наличии оснований для введения в отношении предприятия процедуры наблюдения. При этом суд руководствовался положениями статей 3, 6, пункта 2 статьи 33, статей 42, 48 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Между тем из устава ФГУП "44 электрическая сеть ВМФ" следует, что основными видами деятельности предприятия являются оптовая закупка электрической энергии и продажа ее потребителям Министерства обороны РФ и других федеральных органов исполнительной власти; производство электроэнергии на собственных электростанциях и реализация ее потребителям; оказание услуг по передаче электрической энергии; обслуживание, капитальный и текущий ремонт электрических сетей напряжением до 110 кВ и другие виды деятельности в области электроснабжения.
Организации, основная деятельность которых осуществляется в сфере услуг по передаче электрической энергии (деятельность, при осуществлении которой сумма выручки от реализации составляет не менее 70% от общей выручки от реализации), а также организации, основная деятельность которых связана с производством электрической энергии и которые имеют на праве собственности или на ином праве имущество, отнесенное к перечню видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса, согласно пунктам 1, 2 статьи 1 ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" признаются субъектами естественных монополий ТЭК и их несостоятельность и проведение процедур банкротства регулируются указанным законом.
Исходя из этого суду следовало проверить наличие у ФГУП "44 электрическая сеть ВМФ" признаков субъекта естественных монополий топливно-энергетического комплекса, имея в виду, что вышеназванный закон в отличие от ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает иные признаки банкротства должника, иные условия возбуждения производства по делу о банкротстве и требования к кандидатуре арбитражного управляющего.
Имеющиеся в деле справки Управления по регулированию тарифов администрации Камчатской области о том, что предприятие не включено в Реестр естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, не свидетельствуют об отсутствии у предприятии признаков субъекта естественных монополий ТЭК, которые установлены Федеральным законом от 24.06.1999 N 122-ФЗ, поскольку критерии для включения организаций (предприятий) в указанный Реестр и критерии отнесения их к субъектам естественных монополий ТЭК в целях законодательства о банкротстве различны.
Кроме того, учитывая оказание предприятием таких услуг как закупка, продажа, передача электрической энергии потребителям Министерства обороны РФ, суду следовало проверить наличие у должника признаков стратегического предприятия, установленных статьей 190 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку нормы параграфа 5 главы 9 названного закона предусматривают особенности банкротства стратегических предприятий.
Однако, как видно из дела, судебные инстанции вопрос о наличии у должника признаков стратегического предприятия и субъекта естественных монополий ТЭК не исследовали.
При таких обстоятельствах установление признаков банкротства и введение наблюдения в отношении ФГУП "44 электрическая сеть ВМФ" по общим правилам ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" без проверки наличия у должника признаков субъекта естественных монополий ТЭК и стратегического предприятия не может быть признано правильным.
В связи с этим определение и постановление апелляционной инстанции о введении в отношении предприятия наблюдения подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение, при котором арбитражному суду следует проверить наличие у предприятия признаков субъекта естественных монополий ТЭК согласно статье 1 ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" и признаков стратегического предприятия согласно статье 190 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и в зависимости от установленного проверить наличие у предприятия признаков банкротства, обоснованность требований кредитора-заявителя, условий и оснований для введения наблюдения.
Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии безусловного основания для отмены судебных актов - рассмотрение дела в отсутствие представителя Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, которое не извещалось о времени и месте судебного разбирательства, - судом кассационной инстанции отклоняются как необоснованные.
Из материалов дела следует, что ФАУФИ, в отличие от Министерства обороны РФ, Территориального управления ФАУФИ по Камчатской области и ФГУ "Управление Тихоокеанского флота ВМФ", к участию в деле не привлекалось. Согласно статье 35 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" ФАУФИ как представитель собственника имущества должника в стадии наблюдения является лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, и приобретает права лиц, участвующих в деле о банкротстве (статья 34 Закона о банкротстве), лишь в ходе конкурсного производства. Следовательно, на момент принятия обжалуемых судебных актов ФАУФИ не являлось лицом, участвующим в деле, поэтому обязанность по его извещению о времени и месте судебного разбирательства у суда отсутствовала.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Определение от 19.01.2007, постановление от 02.08.2007 по делу N А24-3179/06-13 Арбитражного суда Камчатской области отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 октября 2007 г. N Ф03-А24/07-1/4505
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании