Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 ноября 2007 г. N Ф03-А80/07-2/3235
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чукотскому автономному округу на решение от 02.04.2007 по делу N А80-358/2006 Арбитражного суда Чукотского автономного округа, по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Чукотскому автономному округу к обществу с ограниченной ответственностью "Р" о взыскании налоговых санкций.
Резолютивная часть постановления от 31 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 8 ноября 2007 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Чукотскому автономному округу (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Р" (далее - общество) налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122, статьей 123, пунктами 1, 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в общей сумме 3284828 руб.
Решением суда от 02.04.2007 заявление инспекции удовлетворено частично. С общества взыскано 2124729,17 руб. налоговых санкций. В отношении требований о взыскании в судебном порядке сумм штрафов, не превышающих 50000 руб. по каждому неуплаченному за налоговый период налогу, производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращено.
В остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе инспекция просит решение суда отменить в части прекращения производства по делу о взыскании штрафов в суммах менее 50000 руб. в связи с нарушением норм материального права: пункта 3 статьи 46 НК РФ.
По мнению заявителя жалобы, судом не учтено, что взыскание налогов, пеней и штрафов во внесудебном порядке урегулировано нормами статей 46, 47 НК РФ, которые по отношениям к правилам статей 103.1 и 114 НК РФ носят приоритетный характер.
Кроме этого, заявитель указывает на отсутствие выводов суда относительно штрафной санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 13871,4 руб. за неуплату ЕСН за 2003 год.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установил.
Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки в отношении ООО "Р" по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты ряда налогов за период с 01.01.2003 по 31.12.2005 принято решение от 13.07.2006 N 18 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость (деле - НДС) и единого социального налога (далее - ЕСН), по статье 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) НДС, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, по пунктам 1 и 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по НДС и ЕСН в виде взыскания налоговых санкций на общую сумму 3284828,17 руб.
Неисполнение требований о добровольной уплате налоговых санкций послужило основанием для обращения налогового органа с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии со статьей 103.1 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2006 и действовавшего до 01.01.2007) в случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному, нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Принудительное исполнение решения о взыскании налоговой санкции производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Материалами дела установлено, что с заявлением о взыскании налоговых санкций налоговый орган обратился 27.11.2006 и сумма ряда штрафов, подлежащих взысканию с общества по каждому неуплаченному налогу за налоговый период, не превышает 50000 руб. Поэтому суд правомерно на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ прекратил производство по делу о взыскании штрафов, не превышающих 50000 руб. за налоговый период, в судебном порядке.
Отсутствие в судебном акте выводов относительно штрафа в сумме 13871,4 руб. не влияет на вывод суда о прекращении производства по делу о взыскании налоговых санкций, не превышающих 50000 рублей.
Довод инспекции со ссылкой на пункт 9 статьи 46 НК РФ о наличии у нее права на обращение с заявлением в арбитражный суд по мотиву пропуска 60-дневного срока для принятия решения несостоятелен по следующим основаниям.
Согласно пункту 9 статьи 46 НК РФ положения этой статьи применяются также при взыскании штрафов в случаях, предусмотренных Кодексом.
Такой случай предусмотрен пунктом 10 статьи 101.1 НК РФ в отношении лиц, не являющихся налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами.
Поскольку статья 103.1, пункт 7 статьи 114 НК РФ не содержат отсылки к статье 46 Кодекса, а предусматривают специальный порядок взыскания сумм налоговых санкций с налогоплательщиков (налоговых агентов), положение пункта 3 статьи 46 НК РФ о предельном сроке взыскания этих сумм во внесудебном порядке в данном случае не применяется.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 30 "О некоторых вопросах применения статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части регулирования внесудебного порядка взыскания сумм налоговых санкций".
На основании изложенного, решение суда в обжалуемой части о прекращении производства по делу подлежит оставлению "без изменения, кассационная жалоба инспекции - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 02.04.2007 по делу N А80-358/2006 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 ноября 2007 г. N Ф03-А80/07-2/3235
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании