Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 ноября 2007 г. N Ф03-А73/07-1/4430
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Дроботова А.Г. - юрисконсульт по доверенности N 7/195 от 01.02.2007, от ответчиков - Финансового департамента Администрации г. Хабаровска: Кондратьева А.Г. - представитель по доверенности N 04-02/3005 от 15.12.2006; от Министерства финансов РФ: Заварихина С.А. - представитель по доверенности 67н от 09.01.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 06.06.2007, постановление от 01.08.2007 по делу N А73-33/2007-35 (АИ-1/1200/2007-8) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому управлению Администрации г. Хабаровска о взыскании 1762448 рублей 81 копейки.
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2007 года.
Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" (правопреемник - ОАО "Дальневосточная генерирующая компания") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому управлению Администрации г. Хабаровска о взыскании 1762448 рублей 81 копейки расходов (выпадающих доходов), связанных с предоставлением в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 льгот гражданам по оплате тепловой энергии в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Решением суда от 06.06.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.08.2007, требования истца удовлетворены в заявленной сумме за счет Казны РФ в лице Минфина РФ. В иске к остальным ответчикам отказано.
Судебные акты мотивированы неисполнением Российской Федерацией в полном объеме установленных федеральным законодательством обязательств по финансированию из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации средств для компенсации спорных расходов.
Законность решения и постановления проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой ссылается на то, что суд неправильно применил законодательство к спорным правоотношениям, в связи с чем, необоснованно возложил ответственность на казну РФ по компенсации льгот, предусмотренных Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Судом не применена статья 7 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающая исключительное право Российской Федерации по разграничению расходных полномочий между государственными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения. Указанные расходы не отнесены федеральным законодательством к расходным полномочиям Российской Федерации.
Кроме того, заявитель оспаривает размер заявленных требований, как неподтвержденных первичными документами бухгалтерского учета об объеме предоставленных льготных услуг.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца жалобу отклонила, по мотивам, изложенным в своем отзыве.
Представители Финансового департамента Администрации г. Хабаровска также не согласились с доводами кассационной жалобы, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Судебная коллегия кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Хабаровскэнерго" в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" предоставляло многодетным семьям, проживающим на территории МО г. Хабаровска, скидку в размере 30% по оплате потребленной тепловой энергии.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в сумме 1762448 рублей 81 копейка на основании статьей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Размер предоставленных истцом льгот по оплате тепловой энергии в спорный период гражданам в соответствии с вышеназванным Указом подтверждается материалами дела, поскольку имеются счета-фактуры, выставляемые на оплату в спорный период, пофамильные списки льготников, согласованные с органом социальной защиты населения муниципального образования, списки льготников истца с указанием сумм, начисленных каждому льготнику, копии квитанций на оплату электроэнергии, в связи с чем доводы заявителя о недоказанности размера ущерба не правомерны.
Указом Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" органам исполнительной власти краев и областей предписано установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование водой, канализацией, отоплением и электроэнергией.
Источник финансирования этих льгот в Указе не определен. Изданное Министерством финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ в его исполнение Письмо N 1-2359-18 от 29.06.1992 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей", в пункте 2 которого указано о том, что дополнительные затраты, возникающие при реализации вышеназванных льгот компенсируются из средств местных бюджетов, решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 по делу N ГКПИ 03-139 в этой части признано недействующим.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ (утратил силу с 01.01.2005) предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2004 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ средства для реализации этих льгот должны передаваться в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций целевым назначением.
ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" средства на компенсацию льгот, установленных Указом Президента РФ N 431 от 05.05.1992 в федеральной бюджете не утверждались. По этой причине в бюджетах Хабаровского края и МО г. Хабаровска отсутствуют соответствующие статьи расходов на возмещение предоставляемых льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг многодетным семьям по Указу Президента РФ N 431.
Согласно статьям 38, 39, 49 ФЗ N 154-ФЗ от 28.08.1995 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
Ввиду того, что компенсация расходов истца не произведена из-за необеспеченности нижестоящих бюджетов органами власти Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края правомерно возместил истцу убытки в сумме 1762448 рублей 81 копейка за счет казны Российской Федерации.
Поскольку решение от 06.06.2007 и постановление от 01.08.2007 приняты судом в соответствии с процессуальными и материальными нормами, и всем обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, то оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.06.2007 и постановление от 01.08.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-33/2007-35 (АИ-1/1200/2007-8) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 ноября 2007 г. N Ф03-А73/07-1/4430
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании