Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4347
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю на решение от 02.04.2007, постановление 04.07.2007 по делу N А51-14004/2006 36-339 Арбитражного суда Приморского края, по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Лесозаводский" к Администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министертсву финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 68192,62 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2007. Полный текст постановления изготовлен 30.10.2007.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Лесозаводский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Лесозаводского городского округа, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 68192,62 руб. расходов, связанных с предоставлением в ноябре-декабре 2003 года (с учетом уточнения иска) гражданам 50% скидки при оплате коммунальных услуг, предусмотренной Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Решением от 02.04.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.07.2007, исковые требования удовлетворены в размере 6525,06 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. Во взыскании 61667,56 руб. отказано в связи с неподтверждением материалами дела наличия задолженности перед истцом в указанной сумме.
Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит, решение и постановление суда в части удовлетворения иска отменить, со ссылкой на статью 17 ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" и пункт 14 Постановления Правительства РФ N 419 от 03.05.1994 "Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий".
Кроме того, заявитель указывает на неправильное исчисление судом по настоящему спору срока исковой давности, о применении которой заявил ответчик.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность обжалуемых решения и постановления, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены по следующим основаниям.
Спор возник в связи с предоставлением истцом во исполнение Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" в ноябре-декабре 2003 года льгот при оплате тепловой энергии лицам, проживающим в городе Лесозаводске и Лесозаводском районе и подпадающим под действие этого Закона. Как установлено, данные расходы на общую сумму 6525,06 руб. государственными и муниципальными органами исполнительной власти истцу не компенсированы.
В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 23.10.2003) реабилитированные лица и члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных законодательством. Порядок предоставления таких льгот, исходя из статьи 17 указанного Закона, устанавливается Правительством РФ.
Исследовав нормы материального права, регулирующие порядок предоставления спорных льгот, первая и апелляционная инстанции правомерно установили, что спорные обязательства перед гражданами установлены федеральным законом и, следовательно, при реализации данных федеральных законов нижестоящие бюджеты должны обеспечиваться необходимыми средствами за счет федерального бюджета.
Таким образом, обжалуемые судебные акты правомерно мотивированы постановлениями Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" и N 862 от 30.07.1998 "О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах".
Судом исследовано исполнение муниципального, краевого бюджетов в спорном периоде и ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" и установлено, что в 2003 году в Приморский край из Фонда компенсаций поступило целевым назначением субсидий на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" в размере 13060 тыс. руб., которые в полном объеме распределены между муниципальными образованиями, в том числе Лесозаводскому городскому округу выделено 672 тыс. руб.
Установлено также, что денежные средства, поступившие из бюджета Приморского края в местный бюджет Лесозаводского городского округа на реализацию указанного закона полностью направлены предприятиям, предоставляющим населению коммунальные услуги, по которым предусмотрены льготы. Нецелевого использования этих средств не установлено.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Приморский край финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет Лесозаводского городского округа, поэтому суд правомерно возместил понесенные в связи с этим убытки истца за счет казны Российской Федерации, что соответствует также разъяснениям, данным в пункте 18 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" N 23 от 22.06.2006.
Подлежат отклонению и доводы Министерства финансов РФ о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 200 Гражданского кодекса РФ, с учетом статьи 12 Бюджетного кодекса РФ, срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2003 году гражданам льготам по жилищно-коммунальным услугам, начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2004.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по кассационной жалобе, в уплате которой Минфину РФ предоставлялась отсрочка, подлежит взысканию с казны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 02.04.2007, постановление от 04.07.2007 по делу N А51-14004/2006 36-339 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с казны Российской Федерации в доход федерального бюджета 1000 рублей госпошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 октября 2007 г. N Ф03-А51/07-1/4347
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании