Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 ноября 2007 г. N Ф03-А04/07-2/4437
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 4" г. Завитинска на решение от 28.04.2007, постановление от 19.07.2007 по делу N А04-1648/07-1/183 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 4" г. Завитинска к Отделению ГПК по Завитинскому району ГУ МЧС России по Амурской области, 3-е лицо - Прокуратура Завитинского района Амурской области, об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2007 года.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 4" г. Завитинска (далее - МДОУ "Детский сад N 4", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отделения ГПН по Завитинскому району ГУ МЧС России по Амурской области (далее - административный орган) N 61 от 02.04.2007 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 28.04.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.07.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что факт нарушения МДОУ "Детский сад N 4" требований пожарной безопасности установлен материалами дела, поэтому у административного органа имелись правовые основания для привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционной инстанции, МДОУ "Детский сад N 4" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить. Как указывает заявитель жалобы, арбитражным судом не учтены обстоятельства, исключающие наличие вины учреждения, поскольку детский сад как муниципальное образовательное учреждение не имеет собственных средств по содержанию и обеспечению здания, денежные средства для данных нужд выделяются из местного бюджета на основании решения местных органов власти. Установка пожарной сигнализации в районе проводится планово согласно финансированию и обеспечения смет на выполнение работ по оборудованию пожарной сигнализацией образовательных учреждений района.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но участия в судебном заседании не принимали. В отзыве на кассационную жалобу прокуратура Завитинского района просила решение суда, постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 28.03.2007 административным органом в ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности МДОУ "Детский сад N 4" г. Завитинска, расположенном по адресу: г. Завитинск, улица Кооперативная, 71 "а" выявлен факт нарушения норм пожарной безопасности, а именно: в здании отсутствует необходимое количество первичных средств пожаротушения, не выполнена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения, не имеется достаточного запаса воды для наружного пожаротушения, здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, не имеется надлежащей системы управления и оповещения людей при пожаре.
По результатам проверки составлены протокол об административном правонарушении от 28.03.2007 и вынесено постановление от 02.04.2007 N 61, которым МДОУ "Детский сад N 4" г. Завитинска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 10000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, МДОУ "Детский сад N 4" г. Завитинска оспорило его в судебном порядке.
Арбитражный суд обеих инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ все представленные в материалах дела доказательства, пришел к обоснованному выводу о нарушении учреждением требований Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в правомерном привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в соответствии с которой предусмотрено наказание за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, что предусмотрено частью 1 статьи 38 вышеназванного Федерального закона.
В силу пункта 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Протоколом об административном правонарушении от 28.03.2007 подтверждается факт нарушения учреждением требований пожарной безопасности, в частности в здании отсутствует необходимое количество первичных средств пожаротушения, не выполнена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения, не имеется достаточного запаса воды для наружного пожаротушения, здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, не имеется надлежащей системы управления и оповещения людей при пожаре.
В этой связи вывод суда обеих инстанций о том, что в действиях учреждения содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, является правомерным.
Кроме того, судом установлено, что органами государственного пожарного надзора выдавались предписания об устранении нарушений пожарной безопасности в 2004, 2006 годах, которые так и не были устранены и меры по соблюдению требований пожарной безопасности не приняты.
В связи с чем подлежит отклонению довод учреждения об отсутствии вины.
Учитывая изложенное основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 28.04.2007, постановление от 19.07.2007 по делу N А04-1648/07-1/183 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 ноября 2007 г. N Ф03-А04/07-2/4437
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании