Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 ноября 2007 г. N Ф03-А73/07-2/4802
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ИП Пермякова В.А.: Шаповалов С.Д. - представитель по доверенности от 26.02.2007 N 1369, от Амурской таможни: Козлова Н.Е. - представитель по доверенности от 04.04.2007 N 6; Киросирова З.В. - представитель по доверенности от 04.04.2007 N 4, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Амурской таможни на решение от 16.04.2007, постановление от 16.07.2007 по делу N А73-2573/2007-11АП Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению индивидуального предпринимателя Пермякова Владимира Александровича к Амурской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 06.02.2007 по делу об административном правонарушении N 10713000-5/2007.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2007 года.
По окончании объявленного в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) перерыва судебное заседание продолжено.
Индивидуальный предприниматель Пермяков Владимир Александрович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Амурской таможни (далее - таможня, таможенный орган) по делу об административном правонарушении N 10713000-5/2007 от 06.02.2007, которым предприниматель привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 16.04.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.07.2007, заявленные требования предпринимателя удовлетворены, постановление таможни признано незаконным и отменено ввиду отсутствия в действиях предпринимателя события административного правонарушения, заключающегося в заявлении в грузовой таможенной декларации неправильного кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД), повлекшего основания для неприменения установленных запретов или ограничений.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, таможня подала кассационную жалобу и дополнение к ней, в которых просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять по делу новое решение ввиду неправильного применения норм материального права и не соответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Доводы жалобы, поддержанные представителями таможенного органа, сводятся к тому, что заявленные предпринимателем недостоверные сведения о товаре N 7 повлекли неверную классификацию товара, а также повлияли на применение к нему запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности.
Предпринимателем в отзыве на кассационную жалобу, а его представителем в судебном заседании доводы жалобы отклонены и предложено судебные акты оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, дополнения к ней и отзыва предпринимателя, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, таможенным органом в отношении предпринимателя возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ за предоставление при декларировании недостоверных сведений о товарах, послужившим основанием для неприменения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Основанием для возбуждения данного дела явилось указание в графе N 33 ГТД N 10713030/291206/0006129 (далее - ГТД N 6129) в отношении товара N 7 - пластмассовые душевые кабины с парной - классификационного кода ТН ВЭД 3922 90 000 0.
Таможенным органом в ходе таможенного контроля по результатам проверки сведений в ГТД N 6129 установлено, что товар N 7 должен классифицироваться по иной товарной позиции - 8516 79 700 0 ТН ВЭД, а при ввозе товаров данной группы требуется представление сертификата соответствия.
Недостоверные сведения о товаре в виде указания неправильного кода ТН ВЭД, как посчитала таможня, послужили основанием для неприменения ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
По данному факту таможенным органом 23.01.2007 составлен протокол об административном правонарушении N 10713000-5/2007.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении таможней 06.02.2007 вынесено постановление о признании предпринимателя виновным в совершении правонарушения, выразившегося в недостоверном декларировании товаров, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 1000 минимальных размеров оплаты труда в сумме 100000 руб.
Не согласившись с постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях предпринимателя состава таможенного правонарушения, предусмотренного вышеназванной нормой КоАП РФ, поскольку таможней не выявлен факт недостоверного декларирования сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, который мог бы повлечь указание в таможенной декларации ненадлежащего кода ТН ВЭД России.
В соответствии со статьей 123 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу. Согласно статье 124 этого Кодекса декларирование производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представления недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 124 ТК РФ к сведениям о товарах, подлежащим указанию в таможенной декларации, относятся: наименование; описание; классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения и отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения; таможенная стоимость.
Указание в таможенной декларации неправильного кода ТН ВЭД, если это не сопряжено с заявлением при описании товара недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию, и при отсутствии факта представления недействительных документов, не образует объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Как правильно указали суды обеих инстанций, таможенным органом в акте таможенного досмотра дано описание товара - "пластмассовые душевые кабины с парной", которое совпадает с наименованием заявленного предпринимателем в графе N 33 ГТД N 6129 товара N 7. Каких-либо отличительных признаков таможней не выявлено, и по существу в кассационной жалобе заявителем не опровергнуты выводы арбитражного суда о том, что таможней замечания по описанию относящихся к товару сведений, предусмотренных подпунктом 2 пункта 3 статьи 124 ТК РФ, не высказаны.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 40 ТК РФ товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код по ТН ВЭД. В случае установления нарушения правил классификации товаров при декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Таким образом, несогласие таможни с кодом товара, заявленным декларантом в таможенной декларации, не может быть признано административным правонарушением со стороны последнего, влекущего административную ответственность по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ, поскольку и декларант, и таможенный орган действуют в соответствии с таможенным законодательством.
Поэтому, учитывая, что указанный предпринимателем в ГТД N 6129 неправильный классификационный код не влечет оснований для признания факта наличия, как элемента состава вменяемого предпринимателю таможенного правонарушения, субъективной стороны правонарушения, выраженной в недостоверном декларировании, оспариваемое постановление таможни правомерно признано арбитражным судом обеих инстанций незаконным.
Доводы жалобы основаны на неверном истолковании таможней норм материального права, процессуальных оснований для отмены судебных актов не имеется, в связи с чем решение и постановление подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 16.04.2007, постановление апелляционной инстанции от 16.07.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-2573/2007-11АП оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 ноября 2007 г. N Ф03-А73/07-2/4802
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании