Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 ноября 2007 г. N Ф03-А37/07-2/5064
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: ЗАО "К" - Сидорова Ю.И. - представитель, дов. б/н от 15.10.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области на решение от 30.07.2007 по делу N А37-1334/2007-11 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Закрытого акционерного общества "К" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области, 3-е лицо - Администрация ОЭЗ, о признании недействительным решения от 08.06.2007 N НТ-13-10/953.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2007 года.
Закрытое акционерное общество "К" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - инспекция; налоговый орган) от 08.06.2007 N НТ-13-10/953.
Решением суда от 30.07.2007 требования общества удовлетворены, оспариваемое решение налогового органа, как несоответствующее статье 57 Конституции РФ, пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ, статье 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" от 31.05.1999 N 104-ФЗ, признано недействительным.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм Налогового кодекса РФ. Заявитель жалобы указывает, что общество обязано уплатить сумму налога на добавленную стоимость за декабрь 2006 года, так как срок уплаты наступает после 01.01.2007. По мнению заявителя жалобы, общество, выставляя счета-фактуры с выделением НДС, обязано в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 173 НК РФ уплатить в федеральный бюджет налог на добавленную стоимость. Кроме того, налоговые органы, выступая в арбитражном процессе в качестве ответчика, осуществляя защиту государственных интересов, защиту интересов бюджета РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины.
В судебном заседании представитель общества против доводов жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения.
Инспекция по налогам и сборам, Администрация ОЭЗ извещены надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание кассационной инстанции не явились. В отзыве на кассационную жалобу Администрация ОЭЗ просит решение суда оставить без изменения.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) применение судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2006 года по операциям в Особой экономической зоне, представленной ЗАО "К". По результатам проверки принято решение от 08.06.2007 N НТ-13-10/953 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 979787,4 руб. Этим же решением доначислен НДС в сумме 4898937 руб. и начислены пени в сумме 221056,61 руб.
Основанием для указанных действий налогового органа, как следует из оспариваемого решения инспекции, явилось то, обстоятельство, что в счетах-фактурах, выставленных обществом покупателям, НДС выделялся отдельной строкой и который, по мнению налогового органа, должен быть перечислен в бюджет по правилам пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ. Кроме того, льгота, заявленная обществом и предусмотренная статьей 5 Закона от 31.05.1999, прекратила свое действие с 01.01.2007, в том числе и в части освобождения от уплаты НДС.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ при наличии оснований налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статей 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" при осуществлении хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области участники ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ), в том числе от уплаты НДС. Настоящее положение действует до 31 декабря 2006 года.
Льготы, установленные настоящей статьей, предоставляются при условии ведения участниками Особой экономической зоны отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых ими в пределах Особой экономической зоны и Магаданской области.
Предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать его в меньшем размере, согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ, признаются льготами по налогам и сборам.
Условием для предоставления льготы согласно статье 5 ФЗ N 104-ФЗ является выполнение требований постановления Правительства РФ от 31.08.2000 N 646.
Судом установлено, что эти условия выполнены обществом в декабре 2006 года - в период действия указанной нормы.
Статьей 57 Конституции РФ и пунктом 2 статьи 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Отмена льготы по уплате налогов в доле федерального бюджета с 01.01.2007 ухудшает положение общества, выполнившего все условия для ее предоставления в декабре 2006 года.
Далее, привлекая общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ по НДС за декабрь 2006 года, налоговый орган исходил из факта неправомерного бездействия заявителя по уплате НДС.
Вместе с тем ответственность по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату или неполную уплату налога возможна лишь при установлении обстоятельств, свидетельствующих о занижении налоговой базы, неправильного исчисления или иных неправомерных действий налогоплательщика.
Однако из материалов дела не усматривается, что заявителем совершены действия, направленные на занижение налоговой базы, неправильное исчисление или иные неправомерные действия по уплате НДС.
Таким образом, кассационная инстанция находит правильными выводы суда первой инстанции о необоснованном привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, доначислении налоговым органом НДС в спорной сумме и пеней.
Довод налогового органа об обязанности общества при выставлении счета-фактуры с выделением НДС уплатить в федеральный бюджет налог на добавленную стоимость отклоняется, поскольку ЗАО "К" предоставлена льгота в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", освобождающая участника ОЭЗ от уплаты НДС в федеральный бюджет, а не освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика на основании статьи 145 НК РФ, то на общество не могут распространяться положения пункта 5 статьи 173 НК РФ, обязывающие перечислять в федеральный бюджет НДС лиц, не являющихся налогоплательщиками, или налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога. В противном случае на участника ОЭЗ, уплачивающего регистрационный сбор, установленный Законом Магаданской области от 29.06.1999 N 75-ОЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", и освобожденного от уплаты в федеральный бюджет НДС, возлагается дополнительное налоговое бремя, чем нарушаются его права и законные интересы.
Отсутствуют правовые основания и для признания довода налогового органа о предоставлении льготы по уплате государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в которых налоговые органы выступают ответчиками.
При таких обстоятельствах решение суда, принятое с правильным применением норм материального и процессуального права, следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 284-286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.07.2007 по делу N А37-1334/2007-11 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области участники Особой экономической зоны освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет.
Налогоплательщиком, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории особой экономической зоны, в декабре 2006 г. покупателю был выставлен счет-фактура, где отдельной строкой выделен НДС.
По мнению налогового органа, налогоплательщик обязан был уплатить НДС в размере, выделенном в данном счете-фактуре, так как обязанность по уплате налога возникает после 01.01.2007 г., т.е. после отмены льготы по уплате НДС.
Суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, указал, что налогоплательщиком все условия применения в декабре 2006 г. льготы по уплате НДС выполнены.
При этом налогоплательщик нормами Федерального закона от 31.05.1999 г. N 104-ФЗ по 31 декабря 2006 г. освобождался от уплаты налогов в федеральный бюджет.
Однако положениями данного закона он не освобождается от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Помимо этого льгота не применяется с 01.01.2007 года, что ухудшает положение налогоплательщика, выполнившего все условия для ее применения.
Таким образом, налогоплательщик, выполняющий все условия для использования льгот по уплате налогов в федеральный бюджет на территории особой экономической зоны, выделивший в декабре 2006 г. в счете-фактуре сумму НДС, не должен ее уплачивать в 2007 г. в силу действия на тот период специального закона, освобождающего его от уплаты налога.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 ноября 2007 г. N Ф03-А37/07-2/5064
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании