Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 декабря 2007 г. N Ф03-А04/07-1/5005
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Администрации города Завитинска Амурской области: Т.В. Доценко, представитель по доверенности от 26.11.2007 N 1177, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Завитинска Амурской области на решение от 24.07.2007 по делу N А04-3403/2007-14/359 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению администрации города Завитинска Амурской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Амурской области, третьи лица: Дальневосточный Военный Округ в лице Екатеринославской КЭЧ КЭУ ДВО МО Российской Федерации, администрация Завитинского района, Министерство обороны Российской Федерации, о признании бездействия незаконным.
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2007 года.
Администрация города Завитинска Амурской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Амурской области (далее - Территориальное управление), выраженного в нежелании передавать Администрации земельные участки, расположенные в городе Завитинске общей площадью 334,466 га (спорные земельные участки) и обязании в месячный срок принять меры по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Дальневосточный Военный Округ в лице Екатеринославской КЭЧ КЭУ ДВО МО Российской Федерации, администрация Завитинского района, Министерство обороны Российской Федерации.
Решением суда от 24.07.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Администрация просит указанный судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы ссылается на то, что суд неправомерно не принял во внимание положения земельного законодательства, в соответствии с которыми в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.
При этом бездействие Территориального управления, выраженное в нежелании передавать Администрации спорные земельные участки, нарушает интересы муниципального образования городского поселения "Город Завитинск", в связи с чем Администрация не имеет возможности в полной мере осуществлять свои полномочия, установленные федеральным законодательством.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 569,0 га на основании решения Завитинского райисполкома от 20.11.1949 N 8 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Завитинской квартирно-эксплуатационной части военного городка N 3 (далее - Завитинская КЭЧ) под объекты Министерства обороны Российской Федерации, 30.10.1992 выдан государственный акт N 35, подтверждающий право постоянного (бессрочного) пользования.
Впоследующем на основании приказа начальника квартирно-эксплуатационного управления Дальневосточного военного округа от 04.02.2003 N 20 Завитинская КЭЧ из города Завитинска передислоцирована в поселок Екатеринославка Амурской области и переименована в Екатеринославскую КЭЧ.
24.05.2005 распоряжением главы Завитинского района N 93 "Ю приеме в муниципальную собственность Завитинского района Амурской области объектов военных городков N 3, N 12 города Завитинска", объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения Екатеринославской КЭЧ МО РФ переданы из федеральной в муниципальную собственность, согласно актам приема-передачи от 27.05.2005.
30.12.2005 главой города Завитинска принято постановление N 466 "Об изъятии части земель Екатеринославской КЭЧ военного городка N 3" общей площадью 33,3968 га.
Между тем, земельные участки, на которых отсутствовали объекты недвижимого имущества, не были переданы в муниципальную собственность. Кроме того, 29-30.06.2007 на данные земельные участки зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Письмами от 01.02.2006 N 23, 20.03.2007 N 259, от 02.03.2006 N 67 Администрация обратилась в Екатеринославскую КЭЧ и Территориальное управление с предложением о передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность, но ответа не получила, что послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.
Статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, в том числе, при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данная норма права предусматривает условия и порядок отказа лица от права на земельный участок, включающие подачу заявления об отказе соответствующего лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок.
Как установил суд, отказ от пользования земельным участком в установленном порядке не оформлялся, решение суда о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком (пункт 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации) не принималось.
Учитывая, что соответствующий отказ отсутствует в материалах дела, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В ходе разрешения спора судом первой инстанции установлено, что спорный земельный участок находится в федеральной собственности. Данный вывод соответствует нижеследующему.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, либо право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю. Пунктом 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" от 31.05.1996 N 61-ФЗ определено, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" от 27.11.2004 N 691, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В этой связи арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что с момента передачи земельных участков для нужд обороны они являются федеральной собственностью в силу закона. Решение об изъятии земельного участка в установленном законом порядке не принималось. Доказательств обращения Министерства обороны Российской Федерации в Территориальное управление с отказом от права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками суду не представлено. Исходя из указанного, подлежит отклонению довод заявителя кассационной жалобы о неприменении судом положений земельного законодательства, а именно части 3 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не принимается также судом кассационной инстанции довод заявителя жалобы о бездействии Территориального управления, выраженное в нежелании передавать Администрации спорные земельные участки, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность передачи земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность в случае реорганизации, либо передислокации воинских частей.
Поскольку при принятии обжалуемого судебного акта судом не нарушены кормы процессуального права и нормы материального права применены правильно, основания для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 24.07.2007 по делу N А04-3403/07-14/359 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом" от 27.11.2004 N 691, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В этой связи арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что с момента передачи земельных участков для нужд обороны они являются федеральной собственностью в силу закона. Решение об изъятии земельного участка в установленном законом порядке не принималось. Доказательств обращения Министерства обороны Российской Федерации в Территориальное управление с отказом от права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками суду не представлено. Исходя из указанного, подлежит отклонению довод заявителя кассационной жалобы о неприменении судом положений земельного законодательства, а именно части 3 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 декабря 2007 г. N Ф03-А04/07-1/5005
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании