Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 января 2008 г. N Ф03-А73/07-1/6202
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Джгун Л.В. - представитель по доверенности от 15.08.2007 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю на определение от 16.11.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-6522/2007-86, по иску Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия "Быт" к Управлению здравоохранения Администрации Солнечного муниципального района, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому управлению Администрации Солнечного муниципального района о взыскании 535823 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 29 января 2008 года.
Муниципальное унитарное многоотраслевое предприятие "Быт" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению здравоохранения Администрации Солнечного муниципального района с иском о взыскании 535823 руб., расходов, связанных с реализацией льгот по оплате коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение), предоставленных с 01.04.2004 по 31.12.2004 медицинским работникам, проживающим в сельской местности в соответствии с постановлением Всероссийского Центрального исполнительного комитета - Совета Народных Комиссаров РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках", а также Законом РСФСР "О социальном развитии села", обосновывая свои требования условиями договора с Управлением здравоохранения.
Определением суда от 16.08.2007 к участию по инициативе суда были привлечены в качестве ответчиков Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Хабаровского края, Финансовое управление Администрации Солнечного муниципального района.
Решением суда от 08.10.2007 с Минфина РФ за счет казны РФ взыскано 535823 руб., в иске к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Минфин РФ обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, которая определением от 16.11.2007 оставлена без движения на основании статьи 263 АПК РФ в связи с нарушением требований статьи 260 АПК РФ, поскольку к жалобе не приложено доказательство уплаты госпошлины, либо ходатайство об отсрочке ее уплаты.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит указанное определение отменить, как незаконное и необоснованное.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что Российская Федерация не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в связи с чем возложение на нее обязанности по уплате госпошлины является необоснованным. Кроме того, считает, что действующее процессуальное законодательство не относит рекомендации Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ к числу актов, обязательных для арбитражных судов в РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 261 АПК РФ апелляционная жалоба, поданная с соблюдением требований, предъявляемых настоящим Кодексом к ее форме и содержанию, принимается к производству арбитражного суда апелляционной инстанции.
В пункте 2 части 4 статьи 260 АПК РФ указано, что к апелляционной жалобе в числе прочих документов прилагаются документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере, или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
В силу пункта 1 статьи 263 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции, установив при рассмотрении вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству, что она подана с нарушением требований, установленных статьей 260 АПК РФ, выносит определение об оставлении апелляционной жалобы без движения.
При решении вопроса о принятии апелляционной жалобы к производству апелляционный суд установил, что она подана с нарушением требований статьи 260 АПК РФ, а именно: к апелляционной жалобе не приложены доказательства уплаты государственной пошлины в установленных законом порядке и размере, а также отсутствует ходатайство об отсрочке ее уплаты.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Глава 25.3 НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.
К таким делам относятся, в частности, дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот.
Данное разъяснение содержится в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.07 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в информационных письмах доводит до сведения арбитражных судов выработанные Президиумом рекомендации по применению норм права, их толкованию, которые являются обязательными для арбитражных судов.
В связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы неправомерны.
Следовательно, при обжаловании Минфином РФ в апелляционном порядке состоявшегося по делу решения, оно обязано уплатить государственную пошлину в размере, установленном подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.
Поскольку государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы не уплачена и не заявлено ходатайство об отсрочке, рассрочке ее уплаты, суд апелляционной инстанции согласно статье 263 АПК РФ правомерно вынес определение об оставлении апелляционной жалобы без движения.
С учетом изложенного, основания к отмене или изменению обжалуемого определения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
определение от 16.11.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-6522/2007-86 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Глава 25.3 НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.
К таким делам относятся, в частности, дела о взыскании с публично-правовых образований убытков, возникших в связи с неполучением организациями оплаты за товары (работы, услуги), предоставленные потребителям бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот.
Данное разъяснение содержится в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.07 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 16 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в информационных письмах доводит до сведения арбитражных судов выработанные Президиумом рекомендации по применению норм права, их толкованию, которые являются обязательными для арбитражных судов."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 января 2008 г. N Ф03-А73/07-1/6202
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании