Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 февраля 2008 г. N Ф03-А51/07-1/5866
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 09.10.2007 по делу N А51-15540/2006 13-378/19 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" к муниципальному учреждению здравоохранения "Кавалеровская центральная районная больница", третье лицо: администрация муниципального образования Кавалеровский район, о взыскании 6221690 руб. 14 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2008 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - КГУП "Примтеплоэнерго") в интересах теплового района "Кавалеровский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к муниципальному учреждению здравоохранения "Кавалеровская центральная районная больница" (далее - МУЗ "Кавалеровская ЦРБ") о взыскании 6221690 руб. 14 коп., составляющих задолженность, возникшую в результате предоставления отдельным категориям граждан (медицинские работники), проживающим и работающим в сельской местности льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании Постановления КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развития медицинской науки в стране" за период с декабря 2003 года по декабрь 2004 года.
Определением от 26.03.2007 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация муниципального образования Кавалеровский район, Департамент финансов администрации Приморского края, Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю.
Решением от 09.10.2007 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, выделялись не в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело рассматривалось.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в соответствии со ст.ст. 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице УФК по Приморскому краю.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты по предоставленным льготам, предварительное выделение денежных средств из федерального бюджета на погашение предполагаемых к предоставлению льгот не предусмотрено.
По мнению заявителя жалобы, действующим законодательством не предусмотрено предоставление льгот по оплате горячего водоснабжения, поскольку медицинским работникам, проживающим и работающим на селе, бесплатно предоставляются только жилое помещение, освещение, отопление. Кроме того, заявитель ссылается на необоснованное включение в стоимость услуг, предъявленных к возмещению, налога на добавленную стоимость. При этом считает, что судом необоснованно отклонены доводы о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям к Минфину России.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании, не направили.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит основания для его частичной отмены как принятый в этой части с неправильным применением норм материального права, регулирующих исковую давность.
Как следует из материалов дела, 13.01.2003, 13.10.2004 между КГУП "Примтеплоэнерго" и МУЗ "Кавалеровская НРБ" заключены договоры на возмещение выпадающих доходов от предоставления гражданам льгот по оплате услуг отопления жилого помещения.
Во исполнение указанных договоров истец, в период с декабря 2003 года по декабрь 2004 года предоставлял льготы при оплате за жилищно-коммунальные услуги (отопление).
Возникновение в связи с этим у истца убытков в сумме 6221690 руб. 14 коп. послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
При исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств, судом установлено, что в 2003, 2004 годах в доход бюджета Приморского края из федерального бюджета на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, поступило 52622 тыс. руб. и 39699 тыс. руб. соответственно.
Поступившие средства распределены муниципальным образованиям в полном объеме, в том числе Кавалеровскому району в 2003 году в размере 2615 тыс. руб., а в 2004 году в размере 1299 тыс. руб. Между тем это не обеспечило фактическую потребность в финансировании муниципального образования на реализацию федерального законодательства в части предоставления льгот указанным гражданам.
При этом доказательств нецелевого использования субъектом РФ и муниципальным образованием денежных средств в деле не имеется.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме реализацию установленных федеральным законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникшие в связи с этим убытки истца правомерно взысканы судом за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует ст.ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ.
Выводы суда первой инстанции в этой части сделаны на основании полного и всестороннего исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального права.
Вместе с тем, доводы заявителя кассационной жалобы о пропуске срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком, являются правомерными, поскольку, как правильно установлено судом первой инстанции, срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2003 году гражданам льготам, начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2004 и заканчивался 01.01.2007. Между тем, Минфин РФ в лице УФК по Приморскому краю привлечено определением суда в качестве ответчика 26.03.2007, то есть после истечения срока исковой давности, установленного 196 ГК РФ.
Следовательно, иск на сумму 899253 руб. 30 коп., составляющих компенсацию льгот за 2003 год, заявлен за пределами срока исковой давности.
Доводы жалобы о том, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление льгот по оплате горячего водоснабжения, судом кассационной инстанции отклоняются как не имеющие правового значения для настоящего спора, поскольку из материалов дела усматривается, что предметом настоящего иска является задолженность за предоставленные льготы гражданам по оплате услуг отопления.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 09.10.2007 по делу N А51-15540/2006 13-378/19 Арбитражного суда Приморского края отменить в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу КГУП "Примтеплоэнерго" 899253 руб. 30 коп.
В иске в этой части истцу отказать.
Прекратить исполнение отмененной части судебного акта.
Взыскать с КГУП "Примтеплоэнерго" в доход федерального бюджета госпошлину по иску и по кассационной жалобе в сумме 6302 руб. 96 коп.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме реализацию установленных федеральным законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникшие в связи с этим убытки истца правомерно взысканы судом за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует ст.ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ.
Выводы суда первой инстанции в этой части сделаны на основании полного и всестороннего исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального права.
Вместе с тем, доводы заявителя кассационной жалобы о пропуске срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком, являются правомерными, поскольку, как правильно установлено судом первой инстанции, срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2003 году гражданам льготам, начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2004 и заканчивался 01.01.2007. Между тем, Минфин РФ в лице УФК по Приморскому краю привлечено определением суда в качестве ответчика 26.03.2007, то есть после истечения срока исковой давности, установленного 196 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 февраля 2008 г. N Ф03-А51/07-1/5866
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании