Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 февраля 2008 г. N Ф03-А73/08-1/125
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 сентября 2008 г. N Ф03-А73/2008-1/3987
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Неменко И.В., начальник юридического отдела по доверенности N ДЭК-20/63Д от 01.01.2008, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - Абросимова М.Л., специалист-эксперт по доверенности N 01/6-3127 от 08.08.2007; Сидельникова Э.В., специалист-эксперт по доверенности N 01/6-2595 от 03.07.2007, Костромеев Н.Б., начальник отдела антимонопольного контроля по доверенности N 01/6-1939 от 25.09.2006; от ООО "Мухенские электрические сети" - Гордейчик А.В., адвокат по доверенности N 03 от 09.01.2008; от МУП "Хорские электрические сети" - Гордейчик А.В., адвокат по доверенности N 22 от 01.11.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" на решение от 23.10.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 19.12.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-8761/2007-63, по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания", заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, муниципальное унитарное предприятие "Хорские электрические сети", общество с ограниченной ответственностью "Мухенские электрические сети", о признании незаконными решения от 19.07.2007 N 26 и предписания от 19.07.2007 N 22.
Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2008. Полный текст постановления изготовлен 19.02.2008.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Управление) от 19.07.2007 N 26 и предписания от той же даты N 22.
Заявление обосновано тем, что оспариваемые правовые акты не соответствуют статье 10 ФЗ "О защите конкуренции" и пункту 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила). Решение и предписание Управления нарушают права и законные интересы ОАО "ДЭК" сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагая на заявителя обязанность по оплате МУП "Хорские электрические сети" и ООО "Мухенские электрические сети" услуг по передаче электрической энергии при наличии у этих лиц неисполненных встречных обязательств перед заявителем. В связи с этим оспариваемые решение и предписание Управления должны быть признаны незаконными.
К участию в деле привлечены МУП "Хорские электрические сети" и ООО "Мухенские электрические сети".
Решением арбитражного суда от 23.10.2007 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2007 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемые решение и предписание Управления соответствуют статье 10 ФЗ "О защите конкуренции", вынесены Управлением в пределах его компетенции, поэтому основания для удовлетворения заявления отсутствуют.
В кассационной жалобе ОАО "ДЭК" просит решение и постановление арбитражного апелляционного суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления. В обоснование жалобы приводит доводы о неправильном применении арбитражными судами статей 5, 10 ФЗ "О защите конкуренции", статьи 309 ГК РФ, пунктов 62-66 Правил, а также о нарушении статей 4, 170 АПК РФ. По мнению заявителя жалобы, суды не приняли во внимание, что ОАО "ДЭК" не является монополистом на рынке услуг по передаче электрической энергии; что отношения между заявителем, МУП "Хорские электрические сети" и ООО "Мухенские электрические сети" касаются расчетов по договорам и связанный с этими отношениями спор подлежит рассмотрению в судебном порядке.
В отзыве на кассационную жалобу МУП "Хорские электрические сети" и ООО "Мухенские электрические сети" выражают несогласие с изложенными в ней доводами, считают решение и постановление арбитражного апелляционного суда принятыми с правильным применением норм права и предлагают оставить их без изменения.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель ОАО "ДЭК" поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представители Управления, МУП "Хорские электрические сети" и ООО "Мухенские электрические сети" выразили мнение об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Проверив законность решения от 23.10.2007 и постановления от 19.12.2007, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как установлено арбитражными судами, 19.07.2007 Управлением принято решение о признании ОАО "ДЭК" нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" и подпункт "б" пункта 14 Правил.
В обоснование решения Управление указало, что ОАО "ДЭК", занимающее доминирующее положение на рынке услуг по купле-продаже электрической энергии (гарантирующий поставщик), не оплатило МУП "Хорские электрические сети" и ООО "Мухенские электрические сети" услуги по транспортировке электрической энергии, оказанные по договорам от 01.03.2005 N 2725/41 и N 2724/41 в 2007 году. При этом в нарушение части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" погашение задолженности по данным договорам поставлено заявителем в зависимость от заключения МУП "Хорские электрические сети" и ООО "Мухенские электрические сети" новых договоров на транспортировку электрической энергии с ОАО "ДЭК".
На основании данного решения Управление выдало ОАО ДЭК" предписание о прекращении нарушений вышеуказанных норм права в срок до 15.08.2007, а именно: соблюдать требования пункта 14 Правил во взаимоотношениях с МУП "Хорские электрические сети" и ООО "Мухенские электрические сети"; оплачивать услуги этих лиц по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные договорами; не связывать погашение задолженности с заключением новых договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.
Соглашаясь с наличием в действиях ОАО "ДЭК" нарушений части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" и признавая решение и предписание Управления соответствующими данной норме права, арбитражные суды не приняли во внимание следующее.
Отношения, по договорам оказания услуг по транспортировке электрической энергии, являются гражданско-правовыми. Поэтому спор, связанный с оплатой данных услуг, подлежит разрешению в соответствии с нормами гражданского законодательства об исполнении обязательств с учетом всех обстоятельств такого спора.
В процессе рассмотрения Управлением дела о нарушении антимонопольного законодательства, ОАО "ДЭК" указывало, что задолженность по договорам от 01.03.2005 N 2725/41 и N 2724/41 является спорной, и ее оплата обусловлена исполнением встречных обязательств МУП "Хорские электрические сети" и ООО "Мухенские электрические сети" перед ОАО "ДЭК".
Из материалов дела следует, что на момент вынесения Управлением оспариваемых актов споры, связанные со взысканием задолженности ОАО "ДЭК" перед МУП "Хорские электрические сети" и ООО "Мухенские электрические сети" за оказанные в 2007 году услуги, рассматривались Арбитражным судом Хабаровского края. Решения по этим спорам приняты судом уже после вынесения решения и предписания.
Между тем в предписании от 24.07.2007 Управление возложило на ОАО "ДЭК" обязанность устранить нарушения пункта 14 Правил и оплачивать МУП "Хорские электрические сети" и ООО "Мухенские электрические сети" задолженность по договорам N 2725/41 и N 2724/41, установив конкретный срок исполнения этой обязанности.
Арбитражные суды не дали оценку предписанию в этой части с точки зрения наличия у Управления полномочий возлагать на заявителя обязанность по исполнению гражданско-правовых обязательств, споры по которым к тому же решались в судебном порядке.
Кроме того, судом не принято во внимание, что статья 10 ФЗ "О защите конкуренции" налагает запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, то есть положением, при котором такой хозяйствующий субъект имеет возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, устранять с этого рынка или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 этого же закона).
Арбитражные суды согласились с выводом Управления о том, что нарушение ОАО "ДЭК" антимонопольного законодательства выразилось в необоснованном увязывании заявителем оплаты услуг МУП "Хорские электрические сети" и ООО "Мухенские электрические сети" с заключением этими лицами новых договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Однако суды не сделали вывода по вопросу о том, как влияют указанные действия ОАО "ДЭК" на возможность участия МУП "Хорские электрические сети" и ООО "Мухенские электрические сети" на рынке услуг по передаче электрической энергии, при том, что ОАО "ДЭК" не является монополистом на рынке этих услуг.
Признавая наличие у Управления компетенции рассматривать спор между ОАО "ДЭК", МУП "Хорские электрические сети" и ООО "Мухенские электрические сети" со ссылкой на пункты 62-66 Правил, суды не приняли во внимание следующее.
Согласно пункту 66 Правил Управление наделено полномочиями по рассмотрению дел о нарушении требований Правил в части предоставления доступа к услугам по передаче электрической энергии и принятию по таким делам соответствующих решений и предписаний.
Как именно действия ОАО "ДЭК" препятствуют доступу МУП "Хорские электрические сети" и ООО "Мухенские электрические сети" к услугам по передаче электрической энергии Управлением в оспариваемых решении и предписании не указано.
Арбитражные суды также не установили нарушения ОАО "ДЭК" требований Правил в части предоставления МУП "Хорские электрические сети" и ООО "Мухенские электрические сети" доступа к услугам по передаче электрической энергии.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о том, что компетенция Управления на рассмотрение спора между указанными лицами установлена пунктами 62-66 Правил, противоречит данным нормам права.
В связи с изложенным решение и постановление арбитражного апелляционного суда подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ как принятые по неполно установленным обстоятельствам дела и с нарушением норм материального права.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует проверить, влияют ли установленные Управлением нарушения со стороны ОАО "ДЭК" на возможность участия МУП "Хорские электрические сети" и ООО "Мухенские электрические сети" на рынке услуг по передаче электрической энергии и является ли Управление компетентным органом по рассмотрению возникшего между этим лицами спора.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 23.10.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 19.12.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-8761/2007-63 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского, края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражные суды не дали оценку предписанию в этой части с точки зрения наличия у Управления полномочий возлагать на заявителя обязанность по исполнению гражданско-правовых обязательств, споры по которым к тому же решались в судебном порядке.
Кроме того, судом не принято во внимание, что статья 10 ФЗ "О защите конкуренции" налагает запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, то есть положением, при котором такой хозяйствующий субъект имеет возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, устранять с этого рынка или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 этого же закона).
...
Признавая наличие у Управления компетенции рассматривать спор между ОАО "ДЭК", МУП "Хорские электрические сети" и ООО "Мухенские электрические сети" со ссылкой на пункты 62-66 Правил, суды не приняли во внимание следующее.
Согласно пункту 66 Правил Управление наделено полномочиями по рассмотрению дел о нарушении требований Правил в части предоставления доступа к услугам по передаче электрической энергии и принятию по таким делам соответствующих решений и предписаний.
...
Арбитражные суды также не установили нарушения ОАО "ДЭК" требований Правил в части предоставления МУП "Хорские электрические сети" и ООО "Мухенские электрические сети" доступа к услугам по передаче электрической энергии.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о том, что компетенция Управления на рассмотрение спора между указанными лицами установлена пунктами 62-66 Правил, противоречит данным нормам права."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 февраля 2008 г. N Ф03-А73/08-1/125
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании