Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 февраля 2008 г. N Ф03-А73/08-2/181
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю на решение от 01.11.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-7886/2007-90, по заявлению муниципального образовательного учреждения "М" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю о признании недействительным решения от 30.05.2007 N 2157.
Резолютивная часть постановления от 14 февраля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2008 года.
Муниципальное образовательное учреждение "М" (далее - заявитель, учреждение, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением с учетом его уточнения о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) от 30.05.2007 N 2157, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением арбитражного суда от 01.11.2007 заявленное требование удовлетворено частично. Суд пришел к выводу о правомерном привлечении учреждения к налоговой ответственности, вместе с тем, применив положения статей 112, 114 НК РФ, указал на наличие смягчающих ответственность обстоятельств и снизил размер штрафа, подлежащего уплате.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого Арбитражным судом Хабаровского края решения проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе налогового органа полагающего, что судебный акт принят с неправильным применением норм материального права, в связи, с чем просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению налогового органа, обстоятельства, установленные судом как смягчающие, не могут являться таковыми, поскольку документально заявителем не подтверждены. При этом, как указывает инспекция, учреждение неоднократно привлекалось к налоговой ответственности за несвоевременное представление налоговых деклараций.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили. Налоговый орган заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
Учреждение, отзыв на кассационную жалобу не представило.
Изучив материалы дела, обсудив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и норм процессуального права, суд не находит правовых оснований для отмены решения исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленной учреждением налоговой декларации по единому социальному налогу (далее ЕСН) за 2006 год вынесено решение от 30.05.2007 N 2157 о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по ЕСН в виде штрафа в размере 23827,80 руб.
Учреждение не согласилось с данным решением и обжаловало его в арбитражный суд.
Суд, правомерно установил факт совершения налогового правонарушения, принял во внимание наличие у заявителя смягчающих ответственность обстоятельств и применил к возникшим правоотношениям положения статей 112 и 114 НК РФ, признав оспариваемое решение недействительным в части определения размера штрафа, подлежащего уплате по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Статья 80 НК РФ закрепляет, что налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Пункт 7 статьи 243 НК РФ предусматривает обязанность плательщиков единого социального налога представлять налоговую декларацию по данному налогу по форме, утвержденной Министерством финансов РФ, не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
За невыполнение указанной обязанности налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности по статье 119 НК РФ.
Пункт 1 статьи 119 НК РФ предусматривает в качестве меры ответственности за непредставление в установленный срок налоговой декларации взыскание штрафа в размере 5 процентов от суммы налога, подлежащего уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов от указанной суммы и не менее 100 рублей.
Материалами дела установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что учреждение представило в налоговый орган налоговую декларацию по ЕСН за 2006 год только 04.04.2007, при установленном сроке - 30.03.2007.
Согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 19 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 НК РФ.
Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предельный размер снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза.
Установив наличие таких смягчающих ответственность обстоятельств, как финансовое положение учреждения, а также то, что деятельность образовательного учреждения связана с образовательным процессом, арбитражный суд снизил размер штрафа до 1000 рублей.
Довод налогового органа о том, что данные обстоятельства документально не подтверждены, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку право установления и оценки обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, принадлежит суду первой и апелляционной инстанций. У суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по переоценке указанных обстоятельств.
Суд дает самостоятельную оценку обстоятельствам с точки зрения их влияния на совершенное налогоплательщиком правонарушение и делает вывод о том, принимать во внимание указанные обстоятельства при принятии судебного решения о взыскании налоговых санкций с налогоплательщика или нет.
Утверждение налогового органа о совершении налогоплательщиком ранее налоговых правонарушений не подтверждено материалами дела, не приводятся также доказательства и в кассационной жалобе, доводы которой фактически сводятся к иной оценке исследованных судом доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ суду кассационной инстанции не предоставлено.
Учитывая изложенное, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 01.11.2007 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-7886/2007-90 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 19 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 НК РФ.
Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предельный размер снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 февраля 2008 г. N Ф03-А73/08-2/181
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании