Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 февраля 2008 г. N Ф03-А73/07-1/6271
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю - Морозов B.С., представитель по доверенности от 10.01.2008 N 88, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 22.08.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 31.10.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-4873/2007-34, по иску индивидуального предпринимателя Левша Вячеслава Вячеславовича к Комитету социальной защиты населения Администрации Комсомольского муниципального района, Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Российской Федерации, Комсомольскому муниципальному району в лице Финансового управления Комсомольского района о взыскании 205466 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2008 года.
Индивидуальный предприниматель Левша Вячеслав Вячеславович обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края, Комитету социальной защиты населения Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о взыскании 205466 руб. убытков, возникших в 2005 году в результате предоставления льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан на основании договора от 28.02.2005 N 8.
Определением суда от 16.07.2007 к участию в деле привлечены в качестве ответчиков на основании части 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) в лице Министерства финансов Российской Федерации, Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края и Комсомольский муниципальный район Хабаровского края в лице Финансового управления Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края.
В порядке статьи 49 АПК РФ истец уточнил исковые требования, просил взыскать с Российской Федерации убытки в размере 136206 руб., с Хабаровского края в размере 69260 руб.
Решением от 22.08.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, оставленным без изменения постановлением от 31.10.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда, исковые требования истца удовлетворены путем взыскания убытков с казны Российской Федерации 136206 руб. и с казны Хабаровского края 69260 руб.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, в которой заявитель просит отменить их, считая, что судом решение и постановление приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
Судом не учтено, что в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" финансирование льгот, связанных с проездом льготной категории граждан на муниципальных маршрутах внутригородского пассажирского транспорта, автомобильного транспорта, отнесено к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Кроме того, ответчик считает, что истец не доказал размер понесенных убытков.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Другие участники в судебное заседание не явились, несмотря на надлежащее извещение.
Из материалов дела следует, между индивидуальным предпринимателем Левша Вячеславом Вячеславовичем (исполнитель) и Комитетом социальной защиты населения Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края (заказчик) заключен 28.01.2005 договор N 8 на возмещение выпадающих доходов, связанных с предоставлением гражданам льгот и услуг по проезду на автомобильном транспорте.
В соответствии с пунктами 1.1 и 2.1 договора исполнитель принял на себя обязательства предоставлять льготы по оплате за проезд по талонам бесплатно, в соответствии с Постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.01.2005 N 9 по маршруту с. Новоильиновка - Ягодный - г. Комсомольск-на-Амуре отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", законом Хабаровского края от 29.12.2004 N 225 "О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2005 год", законом Хабаровского края от 26.01.2005 N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной Войны, и семей, имеющих детей".
Заказчик согласно пункту 1.2 договора обязался возмещать исполнителю затраты, связанные с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, указанным в пункте 1.1 настоящего договора при наличии финансирования из краевого бюджета (пункт 3.1 договора).
Пунктом 4.2 срок действия договора установлен с 01.02.2005 по 30.06.2005.
Поскольку истцу не возмещены в полном объеме его затраты, связанные с перевозкой льготной категории граждан, поэтому он обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
В подтверждение своих требований истец представил реестры льготников, акты сверки, составленные с Комитетом социальной защиты населения района, учетные талоны, счета-фактуры, согласно которым задолженность за оказание в 2005 году услуги составила по Федеральному закону "О ветеранах" 33990 руб., по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 136206 руб., по Краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2005 год" и закону Хабаровского края от 26.01.2005 N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной Войны, и семей, имеющих детей" 35270 руб.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах").
Законом Хабаровского края от 29.12.2004 N 225 утверждена Краевая целевая программа "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2005 год". Пунктом 1.4.1 программы предусмотрено, что в период с 01.01.2005 по 30.06.2005 предоставляются льготы в виде:
- бесплатного проезда в любом городе независимо от места проживания на муниципальных маршрутах внутригородского пассажирского транспорта, пригородного и международного (внутрирайонного и внутрикраевого) сообщения - по указу Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235, инвалидам, ветеранам Великой Отечественной Войны, ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий;
- бесплатного проезда на муниципальных маршрутах внутригородского и пригородного сообщения - детям из многодетных семей, обучающимся в образовательных школах;
- бесплатного проезда на муниципальных маршрутах внутригородского транспорта общего пользования - гражданам пожилого возраста, не имеющим льгот по другим основаниям;
- 50-процентной скидки на оплату проезда на автомобильном транспорте общего пользования внутрирайонного сообщения в пределах административного района - гражданам пожилого возраста, проживающим в городской местности (не более 18 поездок с 01.05.2005 по 30.06.2005);
- бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования в пределах административного района - гражданам пожилого возраста, проживающим в сельской местности (не более 10 поездок в месяц).
Финансирование мероприятий программы осуществляется в течение календарного года в пределах средств, предусмотренных Законом Хабаровского края "О краевом бюджете на 2005 год".
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются Законом Хабаровского края "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан" государственными полномочиями края по реализации мер социальной поддержки, предусмотренных программой, с передачей им необходимых материальных и финансовых средств.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 28.03.2005 N 63 утвержден Порядок реализации на территории Хабаровского края мероприятий краевой целевой программы "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2005 год", вступившей в действие со дня его опубликования - 02.04.2005.
В связи с чем, Арбитражный суд Хабаровского края правомерно пришел к выводу, что в период с апреля 2005 года по июнь 2005 года действовал вышеуказанный Порядок, а до 02.04.2005 действовал Порядок, утвержденный Постановлением Губернатора Хабаровского края от 18.05.2004 N 130, с учетом положений Постановления Губернатора Хабаровского края от 23.12.2003 N 328 и Постановления Губернатора Хабаровского края от 29.04.2005 N 101 "О количестве поездок для определения объема перевозок пассажиров льготных категорий", в которой в целях отчетности принималось количество поездок на основании натурального обследования, проведенного в апреле-мае 2002 года, действовала натуральная форма предоставления льгот по проезду граждан на автомобильном транспорте общего пользования.
Из краевого бюджета на компенсацию муниципальным образованиям проезда социальных льготников на автомобильном и городском транспорте в 2005 году Комсомольскому муниципальному району выделено 1700 тыс. руб. (приложение 3 к Постановлению Губернатора Хабаровского края от 20.01.2005 N 9). Указанные средства перечислены муниципальному образованию через Министерство социальной защиты населения Хабаровского края равными долями, с учетом расходов, произведенных в январе 2005 года, когда действовал другой порядок реализации льгот по проезду граждан.
Все денежные средства муниципальным образованием израсходованы целевым назначением.
Поскольку органы государственной власти Хабаровского края не обеспечили реализацию установленных краевым законом льгот, в результате чего индивидуальный предприниматель понес дополнительные расходы, поэтому в соответствии со статьями 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ исковые требования в размере 69260 руб. судом правомерно удовлетворены за счет казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края.
Что касается требований истца о возмещении расходов, связанных с перевозкой пассажиров в первом квартале 2005 года, то они судом правильно возмещены за счет казны Российской Федерации.
Социальная защита граждан согласно пункту "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Пунктом 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (в редакции от 04.07.2003) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных общеобразовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплат пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи.
На основании данного закона Хабаровский край Законом от 29.12.2004 N 225 и Постановлением Губернатора Хабаровского края от 29.01.2005 N 9 установил и профинансировал в 2005 году дополнительные меры по поддержке граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на основании краевой целевой программы.
Довод Министерства финансов РФ, изложенный в кассационной жалобе о том, что в соответствии с подпунктом 12 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ компенсация расходов, связанных с перевозкой инвалидов на общественном транспорте в 2005 году должна осуществляться транспортным предприятиям за счет средств субъекта РФ, необоснован, поскольку на основании данного закона при отнесении к ведению субъектов РФ полномочий по организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородного и межмуниципального сообщения) данные расходы могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов.
Федеральным законом "О бюджете на 2005 год" (статья 43) предусмотрены дотации бюджетам субъектов РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ, распределение которых возложено на Правительство РФ.
Закон "О социальной поддержки инвалидов в Российской Федерации" является федеральным законом, устанавливающим меры социальной поддержки инвалидов и в соответствии с нормами данного закона расходы по социальной защите инвалидов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти, поэтому Распоряжениями Правительства РФ от 06.04.2005 N 360-р, от 05.10.2005 N 1579-р, 28.07.2005 N 1054-р и от 28.07.2005 N 1053-р предусмотрело дотации и субвенции субъектам РФ в целях обеспечения равной доступности транспортных услуг на территории соответствующего субъекта.
Из федерального бюджета РФ Хабаровскому краю были предоставлены целевым назначением дотации 180658,7 руб., но для возмещения в полном объеме всех расходов транспортным организациям в первом квартале 2005 года оказалось недостаточно, поэтому суды первой и апелляционной инстанций правомерно возложили на казну Российской Федерации транспортные расходы, так как ответственность за выполнение федерального закона, влекущие дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена согласно Бюджетного кодекса РФ только в пределах переданных из федерального бюджета денежных средств.
Поскольку судебные акты приняты судами первой и апелляционной инстанций с соблюдением норм материального и процессуального права, доводы изложенные в жалобе были предметом исследования и им дана надлежащая оценка, поэтому оснований к их отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 22.08.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 31.10.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-4873/2007-34 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Закон "О социальной поддержки инвалидов в Российской Федерации" является федеральным законом, устанавливающим меры социальной поддержки инвалидов и в соответствии с нормами данного закона расходы по социальной защите инвалидов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти, поэтому Распоряжениями Правительства РФ от 06.04.2005 N 360-р, от 05.10.2005 N 1579-р, 28.07.2005 N 1054-р и от 28.07.2005 N 1053-р предусмотрело дотации и субвенции субъектам РФ в целях обеспечения равной доступности транспортных услуг на территории соответствующего субъекта.
Из федерального бюджета РФ Хабаровскому краю были предоставлены целевым назначением дотации 180658,7 руб., но для возмещения в полном объеме всех расходов транспортным организациям в первом квартале 2005 года оказалось недостаточно, поэтому суды первой и апелляционной инстанций правомерно возложили на казну Российской Федерации транспортные расходы, так как ответственность за выполнение федерального закона, влекущие дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена согласно Бюджетного кодекса РФ только в пределах переданных из федерального бюджета денежных средств."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 февраля 2008 г. N Ф03-А73/07-1/6271
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании