Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 марта 2008 г. N Ф03-А73/08-1/386
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Безлепкина С.В., начальник консультационно-правового отдела по доверенности N 1.33-202 от 20.04.2007, Билецкая Н.А., главный специалист по доверенности N 1.33-397 от 07.12.2007, Кутилов П.Ю., инженер-эксперт по доверенности N 1.33-395 от 03.12.2007, Смирнов А.И., заместитель начальника отдела по доверенности N 1.33-40 от 16.01.2008, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Хабаровска на решение от 17.10.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 24.12.2007 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-7336/2007-19, по заявлению администрации г. Хабаровска к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю, третье лицо: федеральное государственное учреждение "Управление Дальневосточного военного округа" (Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть), о признании недействительным распоряжения от 27.04.2007 N 706.
Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2008. Полный текст постановления изготовлен 04.03.2008.
Администрация г. Хабаровска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным на основании статьи 198 АПК РФ распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (далее - Управление) от 27.04.2007 N 706 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением "Управление Дальневосточного военного округа" (Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть) в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск".
Заявление обосновано тем, что оспариваемое распоряжение не соответствует части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации", статье 36 Жилищного кодекса РФ, статье 35 Земельного кодекса РФ, статьям 244 и 273 Гражданского кодекса РФ и нарушает права муниципального образования, поскольку возлагает на него бремя содержания имущества, передаваемого в муниципальную собственность с нарушением установленного законом порядка.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФГУ "Управление Дальневосточного военного округа" и Краснореченская КЭЧ.
Решением суда от 17.10.2007, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2007, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое распоряжение не противоречит нормам действующего законодательства, регулирующим порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В кассационной жалобе Администрация просит принятые по делу судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы приведены доводы о неправильном применении судами Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 в связи с отсутствием в деле документов, необходимых для передачи имущества в муниципальную собственность; о неприменении подлежащих применению статьи 36 ЖК РФ, статьи 244 ГК РФ и письма Министерства регионального развития РФ от 20.12.2006 N 14316-РМ/07 при оценке доказательств о передаче в муниципальную собственность жилых домов с приватизированными в них квартирами; о нерассмотрении доводов Администрации о необходимости передачи в муниципальную собственность земельных участков, занятых передаваемыми объектами недвижимости, в соответствии со статьей 35 ЗК РФ и статьей 273 ГК РФ.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представители Администрации поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, и дали по ним пояснения.
Представитель третьего лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для отмены судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и апелляционным судом, 27.04.2007 Управлением издано распоряжение N 706, которым из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" передано 32 объектов недвижимого имущества - жилых домов (за исключением площадей помещений и другого имущества домов, принадлежащих другим лицам на праве собственности).
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая Администрации в признании распоряжения N 706 недействительным, арбитражные суды исходили из того, что данный ненормативный правовой акт издан Управлением в пределах его компетенции и не противоречит действующему законодательству.
Так, в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.04.2004 N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" полномочия по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность делегированы территориальным органам ФАУФИ.
Следовательно, вывод арбитражных судов об издании Управлением оспариваемого распоряжения в пределах его полномочий соответствует нормам материального права.
Как следует из материалов дела, объекты недвижимости, передаваемые в муниципальную собственность на основании распоряжения N 706, расположены в границах городского округа "Город Хабаровск" и представляют собой жилые дома.
В соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся к муниципальной собственности.
В силу пунктов 4, 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание муниципального жилого фонда, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом также отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Установив, таким образом, что имущество, указанное в приложении к распоряжению N 706, в силу прямого указания закона относится к муниципальной собственности, находится на территории муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" и его содержание относится к вопросам местного значения городского округа, арбитражный суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к правильному выводу о соответствии указанного распоряжения требованиям Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и других вышеуказанных нормативных правовых актов.
Доводы Администрации о несоответствии распоряжения N 706 Постановлению Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 также исследовались арбитражными судами и обоснованно отклонены.
Как указано в решении арбитражного суда первой инстанции, названное Постановление Правительства РФ устанавливает перечень документов, которые необходимы для принятия собственником имущества или уполномоченным им органом решения о передаче имущества, но не являются обязательными при процедуре передачи имущества.
В силу части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в данной норме решений в соответствии с передаточным актом. Указанные в части 11 статьи 154 названного Закона решения о передаче имущества являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Следовательно, и Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ не предъявляет к органам, осуществляющим передачу имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, требование о передаче муниципальному образованию тех документов, на которые указывает Администрация со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 13.06.2006 N 374.
По изложенным основаниям суд кассационной инстанции отклоняет аналогичные доводы Администрации о нарушении арбитражными судами названного Постановления Правительства РФ, изложенные в кассационной жалобе.
При этом суд кассационной инстанции учитывает, что заявитель жалобы по существу не оспаривает факт принадлежности указанного в распоряжении N 706 имущества к федеральной собственности, а лишь ссылается на отсутствие в деле документов, подтверждающих согласие органов исполнительной власти, к ведению которых отнесено передаваемое имущество, в данном случае Министерства обороны РФ, на передачу имущества, выписок из реестра федеральной собственности и из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении передаваемых объектов. Между тем отсутствие в деле названных и других документов не свидетельствует о недействительности оспариваемого распоряжения и не является безусловным основанием для отмены судебных актов.
Доводы заявителя кассационной жалобы о нарушении арбитражными судами при оценке распоряжения N 706 норм жилищного законодательства также являются необоснованными.
Как видно из распоряжения N 706, в муниципальную собственность передаются жилые дома, за исключением площадей помещений и другого имущества домов, принадлежащих другим лицам на праве собственности, а также служебных квартир и нежилых помещений, по которым Управлением заключены гражданско-правовые договоры. Учитывая данное обстоятельство, нарушений статьи 36 ЖК РФ и статьи 244 ГК РФ при издании оспариваемого распоряжения Управлением не допущено.
Ссылка Администрации в кассационной жалобе на письмо Министерства регионального развития РФ от 20.12.2006 N 14316-РМ/07 "О передаче многоквартирных домов при выборе способа управления" также несостоятельна, поскольку оно не регулирует правоотношения по передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность. Кроме того, абзац 5 данного письма содержит указание на то, что в многоквартирных домах, помещения в которых принадлежат двум и более различным собственникам, жилые и нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть объектом учета муниципального имущества и состоять в муниципальной казне. Тем самым опровергается довод Администрации о невозможности учета в реестре муниципальной собственности имущества, переданного из федеральной собственности по распоряжению N 706.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что арбитражные суды не рассмотрели его доводы о несоответствии оспариваемого распоряжения статье 35 ЗК РФ и статье 273 ГК РФ, опровергаются материалами дела. Так, в мотивировочной части постановления апелляционного суда содержатся выводы об отсутствии нарушений норм земельного законодательства при издании распоряжения N 706.
Кроме того, Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ не связывает передачу имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность с одновременной передачей земельных участков, расположенных под передаваемыми объектами недвижимости. В связи с этим отсутствие в распоряжении N 706 указания о судьбе земельных участков под объектами недвижимости не может быть положено в основу признания этого распоряжения недействительным, поскольку имущество, включенное в перечень согласно этому распоряжению, передается в муниципальную собственность на законных основаниях. В данном случае заявитель вправе ставить вопрос перед собственником федерального имущества о передаче земельных участков в муниципальную собственность, если для этого имеются предусмотренные законом основания.
Иных доводов о нарушении арбитражными судами норм материального права кассационная жалоба Администрации не содержит, а из материалов дела такие нарушения не усматриваются.
Нарушений норм процессуального права, которые являются безусловным основанием для отмены судебных актов, арбитражными судами не допущено.
При таких обстоятельствах обжалуемые решение и постановление не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 17.10.2007 Арбитражного суда Хабаровского края, постановление от 24.12.2001 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-7336/200 7-19 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя кассационной жалобы о том, что арбитражные суды не рассмотрели его доводы о несоответствии оспариваемого распоряжения статье 35 ЗК РФ и статье 273 ГК РФ, опровергаются материалами дела. Так, в мотивировочной части постановления апелляционного суда содержатся выводы об отсутствии нарушений норм земельного законодательства при издании распоряжения N 706.
Кроме того, Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ не связывает передачу имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность с одновременной передачей земельных участков, расположенных под передаваемыми объектами недвижимости. В связи с этим отсутствие в распоряжении N 706 указания о судьбе земельных участков под объектами недвижимости не может быть положено в основу признания этого распоряжения недействительным, поскольку имущество, включенное в перечень согласно этому распоряжению, передается в муниципальную собственность на законных основаниях. В данном случае заявитель вправе ставить вопрос перед собственником федерального имущества о передаче земельных участков в муниципальную собственность, если для этого имеются предусмотренные законом основания."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 марта 2008 г. N Ф03-А73/08-1/386
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании