Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 марта 2008 г. N Ф03-А16/08-2/605
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Еврейской автономной области - Осипович В.Г. представитель по дов. от 14.02.2008 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Еврейской автономной области на решение от 04.12.2007 по делу А16-811/2007-2 Арбитражного суда Еврейской автономной области, по заявлению закрытого акционерного общества "И" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Еврейской автономной области, 3-е лицо Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Еврейской автономной области, о признании незаконным бездействия налогового органа.
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2008 года.
В Арбитражный суд Еврейской автономной области обратилось закрытое акционерное общество "И" с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Еврейской автономной области, выразившегося в отказе возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на общую сумму 130192,95 руб., о возврате излишне уплаченных взносов на указанную сумму и взыскании процентов за несвоевременный их возврат.
Заявлением от 09.10.2007 ЗАО "И" свои требования изменило, и просило признать незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в неперечислении на расчетный счет общества переплат в сумме 91146,75 руб., из которых: 59910,52 руб. составляют налоги, 31239,23 руб. переплата по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, а также просило взыскать с инспекции в пользу общества проценты за несвоевременный возврат переплат по налоговым обязательствам в сумме 2280,30 руб.
Определением от 11.10.2007 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Еврейской автономной области.
Решением суда от 04.12.2007 требования ЗАО "И" удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Еврейской автономной области, выразившееся в неперечислении на расчетный счет закрытого акционерного общества "И" переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 31239,23 руб., обязал налоговый орган возвратить ЗАО "И" указанную сумму переплаты, взыскал с инспекции в пользу ЗАО "И" проценты, предусмотренные ст. 78 НК РФ, в сумме 2849,34 руб. Суд также взыскал в пользу ЗАО "И" проценты по день фактического возврата заявителю страховых взносов, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в дни нарушения срока возврата.
В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган предлагает решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований ЗАО "И" отказать.
Заявитель жалобы считает, что инспекция не вправе возвращать излишне уплаченные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так как в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны лишь принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что суд неправомерно применил пункт 10 ст. 78 НК РФ, так как правила, установленные данной правовой нормой, применяются лишь в отношении налогов, авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов. Страховые взносы пенсионного страхования в данной статье не названы и распространение ее действия на них является неправомерным.
Изложенные в жалобе доводы представитель налогового органа поддержал в заседании суда кассационной инстанции.
Представители ЗАО "И" и третьего лица в заседании суда кассационной инстанции не участвовали.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и не нашел оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Как видно из материалов дела, ЗАО "И" обратилось в Межрайонную инспекцию ФНС России N 1 по ЕАО с заявлением от 21.06.2007 N 08 о возврате переплаты налогов и сборов в общей сумме 276874,57 руб.
Налоговый орган 19.07.2007 направил в адрес акционерного общества извещение N 2019 о частичном зачете недоимок за счет сумм переплат по этим же налогам.
При рассмотрении спора суд установил, что фактически ЗАО "И" имеет переплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 31400,15 руб., однако плательщик взносов заявил к возврату 31239,23 руб.
Письмом от 20.07.2007 N 09-07/6232 налоговый орган отказал ЗАО "И" в возврате переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, сославшись на то, что данные взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ. Размер переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование налоговый орган не оспорил.
Статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
Согласно статье 2 Федерального закона N 115-ФЗ от 15.08.1996 "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22.12.2005 N 176-ФЗ) администраторы поступлений в бюджет осуществляют в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в ред. от 23.12.2004 N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Это же положение закреплено Приказом Министерства финансов РФ "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" от 10.12.2004 N 114н (приложение N 11).
Таким образом, обязанность по возврату страхователю излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.
Поскольку Федеральный закон N 167-ФЗ не устанавливает порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению нормы главы 12 Налогового кодекса РФ.
Суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьей 78 (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до указанной даты.
Согласно пункту 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Правила, предусмотренные указанной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Таким образом, суд правомерно удовлетворил требования ЗАО "И" о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невозврате страховых взносов в сумме 31239,23 руб.
Также правомерно суд взыскал с налогового органа в пользу ЗАО "И" проценты за несвоевременный возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2849,34 руб., так как согласно пункту 10 ст. 78 НК РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
В силу указанной нормы проценты за несвоевременный возврат переплаты по страховым взносам подлежат взысканию по день фактического возврата суммы переплаты плательщику страховых взносов, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в дни нарушения срока возврата (10% годовых).
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 04.12.2007 по делу А16-811/2007-2 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подп.7 п.1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны, в том числе, принимать решения о возврате или зачете налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
По мнению налогового органа, он не вправе принять решение о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, т.к. в соответствии с вышеуказанной нормой обязан принимать лишь решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов.
Суд сделал вывод, что возврат или зачет излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование является такой же обязанностью налоговых органов, как и возврат или зачет излишне уплаченных налогов и сборов.
На письменные обращения общества в налоговый орган о возврате или зачете излишне уплаченных страховых взносов было отказано со ссылкой на то, что данные взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ, в связи с чем налоговый орган не вправе производить возврат или зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Суд указал, что в соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации РФ" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты РФ относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является Федеральная налоговая служба.
Таким образом, обязанность по возврату страхователю излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.
Учитывая вышеизложенное, суд поддержал позицию общества, решение по делу оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 марта 2008 г. N Ф03-А16/08-2/605
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании