Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 апреля 2008 г. N Ф03-А37/08-1/1172
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области на решение от 21.12.2007 по делу N А37-1830/2007-6 Арбитражного суда Магаданской области, по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области к индивидуальному предпринимателю Кресовой Любови Михайловне о взыскании 119098,11 руб.
Резолютивная часть постановления от 22 апреля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2008 года.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области (далее Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском, с учетом уточнения требований, к индивидуальному предпринимателю Кресовой Любови Михайловне (далее предприниматель Кресова Л.М.) о взыскании 119098,11 руб., составляющих: 111612,71 руб. - задолженность по арендной плате по договору аренды земельного участка от 26.04.2007 N 88 за период с 22.12.2006 по 31.08.2007; 7485,4 руб. - пени за ненадлежащее исполнение обязательства по внесению арендной платы за период с 10.06.2007 по 27.08.2007.
Решением от 21.12.2007 исковые требования удовлетворены в части, с предпринимателя Кресовой Л.М. в пользу Территориального управления взыскано 9446,96 руб., из которых: 8855 руб. - основной долг за период с 22.12.2006 по 31.08.2007; 591,96 руб. - пени за просрочку исполнения обязательств, в остальной части иска отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, иск удовлетворить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что арбитражный суд дал неправильное толкование положению статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ), которая устанавливает размер арендной платы за использование земельных участков, расположенных в районах Крайнего Севера, находящихся в государственной и муниципальной собственности, не выше размера ставок земельного налога, установленных для земель промышленности.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемого судебного акта с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены.
Как следует из материалов дела, 26.04.2007 между Территориальным управлением (арендодатель) и предпринимателем Кресовой Л.М. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 88, согласно которому арендатор принял во временное владение и пользование земельный участок из земель поселений общей площадью 3800 кв.м с кадастровым номером 49:05:01 02 14:0002, расположенный по адресу: город Сусуман, улица Первомайская, 5, для использования под административное здание. Срок действия договора установлен с 22.12.2006 до 20.12.2007 (далее - договор от 26.04.2007 N 88).
Согласно акту приема-передачи от 26.04.2007 данный участок передан арендатору.
30.11.2006 Собранием представителей Сусуманского района принято решение N 126 "Об установлении размера ставок арендной платы за землю на территории муниципального образования "Сусуманский район" на 2007 год", согласно которому ставка арендной платы составила 42,35 руб. за 1 кв.м.
Данная ставка применена Территориальным управлением при расчете арендной платы по договору от 26.04.2007 N 88.
Письмом от 30.05.2007 предприниматель Кресова Л.М. обратилась к Территориальному управлению с просьбой произвести перерасчет арендной платы в соответствии с Законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, и внести изменения в договор от 26.04.2007 N 88, заключив дополнительное соглашение.
Территориальное управление письмом от 03.07.2007 N ЕА-4/2356 отказало предпринимателю Кресовой Л.М. в перерасчете арендной платы и заключении дополнительного соглашения в связи с тем, что последняя является индивидуальным предпринимателем, а не юридическим лицом, и отсутствует переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды.
Полагая, что у предпринимателя Кресовой Л.М. имеется задолженность по арендной плате, Территориальное управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, а также земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в районах Крайнего Севера, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 21 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 "О плате за землю" при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Однако устанавливаемый органами местного самоуправления порядок определения арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не должен противоречить федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Исходя из смысла данной нормы, если цена на определенные товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены. Поэтому стороны обязаны руководствоваться устанавливаемым размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другую арендную плату. Независимо от механизма изменения арендной платы, предусмотренного договором, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу нормативного акта.
Земельный участок, арендуемый предпринимателем Кресовой Л.М., является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 10.04.2006 серии 49-АА N 013588 и находится в районе, отнесенном к районам Крайнего Севера.
Арбитражный суд, изучив материалы дела, установил, что размер арендной платы, предусмотренный пунктом 4.1 договора от 26.04.2007 N 88 и исчисленный с применением действующей базовой ставки утвержденной решением Собрания представителей Сусуманского района от 30.11.2006 N 126, значительно превышает размер ставки земельного налога на соответствующие земельные участки.
С учетом установленных обстоятельств, и принимая во внимание тот факт, что основанием для применения льготного режима служит месторасположение земельного участка - район Крайнего Севера, правомерен вывод суда об отказе в удовлетворении иска в части взыскания задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 26.04.2007 N 88 и пени в размере 109651,15 руб.
В этой связи довод жалобы о том, что статья 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ распространяется только на лиц, переоформляющих право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды, является необоснованным, поскольку в отношении юридических лиц, переоформляющих право постоянного (бессрочного) пользования на землю, статья 3 названного закона устанавливает лишь срок для переоформления прав, но не предусматривает ограничения применения нормы о размере арендной платы. Основанием для применения льготного режима арендной платы служат перечисленные в названной норме критерии, а именно: использование земель, занятых объектами транспортных систем естественных монополий, или земель, расположенных в районах Крайнего Севера.
Иное толкование названной нормы порождало бы дискриминацию прав арендаторов земельных участков на получение льготы в зависимости от вида права, на котором земельный участок принадлежал лицу до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая, что определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.03.2008 заявителю предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, то по правилам статьи 110 АПК РФ с Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 286-289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 21.12.2007 по делу N А37-1830/2007-6 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Магаданской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1000 руб.
Арбитражному суду Магаданской области выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 апреля 2008 г. N Ф03-А37/08-1/1172
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании