Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 июня 2008 г. N Ф03-А24/08-1/1631
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ОАО "ПКМТП" - С.В. Костына, главный юрист, доверенность от 09.01.2008 N юр.2, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Камчатскому краю на решение от 19.02.2008 по делу N А24-6146/2007 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" о признании недействительными решения и предписания Управления федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю.
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2008. Полный текст постановления изготовлен 23.06.2008.
Открытое акционерное общество "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт" (далее - ОАО "ПКМТП", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительными решения от 07.11.2007 N 1144/07 и предписания от 07.11.2007 N 1443/07 Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - УФАС по Камчатскому краю, антимонопольная служба) по делу о нарушении обществом положений статьи 10 (часть 1) Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции), выразившемся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Решением суда от 19.02.2008 заявленные требования удовлетворены. В апелляционном порядке решение не проверялось.
В кассационной жалобе антимонопольная служба просит отменить указанный судебный акт и прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, на неправильное применение судом норм материального права, а именно: применение закона, не подлежащего применению (ст. 5 Закона о конкуренции); неправильное истолкование закона (ст.ст. 10, 26 Закона о конкуренции); неприменение закона, подлежащего применению (ст. 12 ГК РФ).
В отзыве не кассационную жалобу ОАО "ПКМТП" выразило несогласие с доводами жалобы, просило оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "ПКМТП" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, дав по ним пояснения.
Антимонопольная служба, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечила.
Проверив законность обжалуемого судебного акта с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в УФАС по Камчатскому краю обратилась с заявлением индивидуальный предприниматель Ветчинова Валентина Александровна (грузополучатель), заключившая с ОАО "ПКМТП" (порт) договор от 15.06.2007 N 322, по условиям которого порт принял на себя обязательства по осуществлению комплекса работ по выгрузке навалочного груза - клинкера в количестве ориентировочно 20000 тонн, пребывающего в порт Петропавловск-Камчатский в адрес грузополучателя в период 15-20 июля 2007 года. Заявление предпринимателя мотивировано несоответствием размеров тарифов на погрузочно-разгрузочные работы, указанных в договоре, сведениям о тарифах, размещенным на сайте общества в Интернете.
В рамках антимонопольного производства УФАС по Камчатскому краю установило, что ОАО "ПКМТП" занимает доминирующее положение на рынке услуг по складированию и хранению грузов, погрузочно-разгрузочных работ с долей более 65% в географических границах Камчатской области.
Решением антимонопольного органа от 07.11.2007 N 1444/07 действия общества квалифицированны как нарушения части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, поскольку порт при расчете с предпринимателем В.А. Ветчиновой применил за выполнение погрузочно-разгрузочных работ не только регулируемые (фиксированные) тарифы (ставки), установленные уполномоченным государственным органом, но и применил другие, не утвержденные в установленном порядке, тарифы.
На основании данного решения обществу в этот же день выдано предписание N 1443/07 о прекращении нарушения статьи 10 (часть 1) Закона о конкуренции, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, посредством разработки и утверждения в срок до 03.12.2007 в установленном порядке для применения тарифов на работы и операции, для которых регулируемые (фиксированные) ставки не установлены, согласно перечня, определенного пунктом 3.20 Положения о порядке применения предельных тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО "Петропавловск-Камчатский морской торговый порт", утвержденного решением Правления МАП России от 14.03.2001 N 12/06-2-мп.
ОАО "ПКМТП", считая решение и предписание антимонопольной службы недействительными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В силу статьи 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" органами регулирования естественных монополий может применяться такой метод регулирования деятельности субъектов естественных монополий как ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Решением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - МАП России) от 14.03.2001 N 12/06-2-мп утверждены предельные тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО "ПКМТП" и утверждено Положение о порядке применения предельных тарифов на погрузо-разгрузочные работы и связанные с ним услуги (далее - Положение о порядке применения тарифов).
Пунктом 2.3.1 названного Положения предусмотрено, что перечень операций, оплачиваемых ставками за погрузочно-разгрузочные работы соответствует перечню работ, оплачиваемых аккордными ставками Прейскуранта 11-01 "Тарифы на перевозки грузов морским транспортом в каботажном плавании" (п. 3.1.2) в части, касающейся каботажных перевозок и перевозок прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения в морских портах отправления, назначения и перевалки.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения определение тарифов на переработку каботажных грузов производится по таблице 2 Приложения 1.
Согласно пункту 3.17 данного Положения плата за транспортно-экспедиторское обслуживание каботажных грузов взимается в соответствии с предельными тарифами за транспортно-экспедиторское обслуживание (ТЭО) каботажных грузов (таблица 6 Приложения 1).
Погрузка груза на автотранспорт, оплачиваемая грузополучателем дополнительно к ставкам на погрузо-разгрузочные работы, и для которых фиксированные ставки плат не установлены, устанавливаются в соответствии с пунктом 3.5 Прейскуранта 11-01.
В данном случае порт при установлении в договоре суммы оплаты за комплекс погрузочно-разгрузочных работ в размере 219 руб. за тонну (без учета НДС) исходил из того, что предельный тариф на погрузо-разгрузочные работы порта для минерально-строительных грузов навалом составляет 158 руб. за 1 тонну (146x108,5%); плата за транспортно-экспедиторское обслуживание каботажных грузов составляет 8 руб. за 1 тонну (7x108,5%); плата за погрузку груза на автотранспорт - 53 руб. за тонну.
При этом суд обоснованно не принял во внимание довод антимонопольной службы о том, что порт необоснованно включил в расчет плату за транспортно-экспедиторское обслуживание в размере 8 руб. за тонну, поскольку доказательства того, что между сторонами договора от 15.06.2007 N 322 имеется спор в отношении выполнения конкретных работ, отсутствуют.
Кроме того, как правильно установлено арбитражным судом первой инстанции, правоотношения, возникающие из договора, имеют гражданско-правовой характер, и подлежат рассмотрению в судебном порядке.
Довод заявителя жалобы о том, что к полномочиям антимонопольного органа в соответствии со статьей 23 Закона о конкуренции относится выдача обязательных для исполнения предписаний о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров, судом кассационной инстанции во внимание не принимается, поскольку с соответствующим ходатайством, как того требуют положения подпункта "и" пункта 2 части 1 названной статьи, предприниматель В.А. Ветчинова не обращалась. Кроме того, текст договора от 15.06.2007 N 322 с разногласиями, в том числе по оплате за работы, подписан сторонами в предложенной ею редакции.
При таких обстоятельствах арбитражный суд, оценив представленные в деле доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о выходе антимонопольного органа за пределы своих полномочий и признании ненормативных актов антимонопольного органа недействительными.
Необоснованная ссылка суда на статью 5 Закона о конкуренции не привела к принятию неправильного решения.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 19.02.2008 по делу N А24-6146/2007 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 июня 2008 г. N Ф03-А24/08-1/1631
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании