Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 июня 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2125
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 декабря 2008 г. N Ф03-5504/2008
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 31.03.2008 по делу N А51-8873/2007 23-299 Арбитражного суда Приморского края, по иску Жилищно-строительного кооператива "Кавалерово-2" к муниципальному учреждению здравоохранения "Кавалеровская центральная районная больница", Администрации Кавалеровского района, департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 112936 руб. 17 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2008 года.
Жилищно-строительный кооператив "Кавалерово-2" (далее - ЖСК "Кавалерово-2") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к муниципальному учреждению здравоохранения "Кавалеровская центральная районная больница" (далее - МУЗ "Кавалеровская ЦРБ"), Администрации Кавалеровского района о взыскании 112936 руб. 17 коп., составляющих задолженность, возникшую в результате предоставления отдельным категориям граждан (медицинские работники), проживающим и работающим в сельской местности льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг за 2004 год.
Определением от 25.10.2007 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Департамент финансов Администрации Приморского края, Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю.
Решением от 31.03.2008 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, выделялись не в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в соответствии со ст.ст. 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице УФК по Приморскому краю.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты по предоставленным льготам, предварительное выделение денежных средств из федерального бюджета на погашение предполагаемых к предоставлению льгот не предусмотрено.
По мнению заявителя жалобы, действующим законодательством не предусмотрено предоставление льгот по оплате горячего водоснабжения, поскольку медицинским работникам, проживающим и работающим на селе, бесплатно предоставляются только жилое помещение, освещение, отопление. Кроме того, заявитель ссылается на необоснованное включение в стоимость услуг, предъявленных к возмещению, налога на добавленную стоимость. При этом считает, что судом необоснованно отклонены доводы о пропуске истцом срока исковой давности.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании, не направили.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в 2004 году ЖСК "Кавалерово-2" предоставляло льготы определенной категории граждан, в соответствии с п. 10 Постановления ВЦИК СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках", Основами законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" при оплате за жилищно-коммунальные услуги (теплоснабжение).
Возникновение в связи с этим у истца убытков в сумме 112936 руб. послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
При исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств, судом установлено, что в 2004 году в доход бюджета Приморского края из федерального бюджета на реализацию льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, поступило 39699 тыс. руб.
Поступившие средства распределены муниципальным образованиям в полном объеме, в том числе Ковалеровскому району - в размере 3191 тыс. руб. Между тем это не обеспечило фактическую потребность в финансировании муниципального образования на реализацию федерального законодательства в части предоставления льгот указанным гражданам.
При этом доказательств нецелевого использования субъектом РФ и муниципальным образованием денежных средств в деле не имеется.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме реализацию установленных федеральным законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникшие в связи с этим убытки истца правомерно взысканы судом за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует ст.ст. 16, 1069, 1071 ГК РФ.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основании полного и всестороннего исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы о пропуске срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком, являются неправомерными, срок исковой давности на взыскание денежных средств, составляющих компенсацию затрат по предоставленным в 2004 году гражданам льготам, начал течь по окончании финансового года, то есть с 01.01.2005 и закончился 01.01.2008. Минфин РФ в лице УФК по Приморскому краю привлечено определением суда в качестве ответчика 25.10.2007, то есть в пределах срока исковой давности, установленного 196 ГК РФ.
Доводы жалобы о том, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление льгот по оплате горячего водоснабжения, судом кассационной инстанции отклоняются как не имеющие правового значения для настоящего спора, поскольку из материалов дела, в том числе из договора от 13.10.2004 N 4, усматривается, что предметом настоящего иска является задолженность за предоставленные льготы гражданам по оплате услуг теплоснабжения жилых помещений, взимаемой с общей площади данных помещений.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 31.03.2008 по делу N А51-8873/2007 23-299 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 июня 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2125
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании