Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 июня 2008 г. N Ф03-А73/08-2/1689
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя ОАО "Комсомольский Горпищекомбинат" - Волк Л.Г., представитель по доверенности от 27.04.2007; Гребенщиков И.П., представитель по доверенности от 27.04.2007, от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю - Приходько Е.В., специалист 1 разряда юридического отдела по доверенности от 27.05.2008; Коляда И.Н., главный госналогинспектор по доверенности от 27.05.2008, рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "Комсомольский Горпищекомбинат" на решение от 12.03.2008 по делу N А73-51/2008-89АП Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению открытого акционерного общества "Комсомольский Горпищекомбинат" к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю о признании незаконным и отмене постановления от 12.12.2007 N 19-55/26551.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2008 года.
Произведена замена в составе суда по правилам статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса РФ, после чего дело рассмотрено сначала.
В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ до 25.06.2008.
Открытое акционерное общество "Комсомольский Горпищекомбинат" (далее - общество; ОАО "Комсомольский ГПК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - управление; административный орган) от 12.12.2007 N 19-55/26551 о назначении административного наказания по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания административного штрафа в размере 80000 руб.
Решением суда от 12.03.2008 требования заявителя удовлетворены частично. Оспариваемое постановление о назначении наказания, вынесенное в отношении ОАО "Комсомольский ГПК", признано незаконным и отменено в части суммы штрафа, превышающей 70000 руб. В остальной части отказано по мотиву наличия в действиях общества, выразившихся в нарушении порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.19 КоАП РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении требований общества, последнее подало кассационную жалобу и Дополнение к ней, в которых просит отменить принятый по делу судебный акт б обжалуемой части и, не передавая дело на новое рассмотрение, Удовлетворить заявление ОАО "Комсомольский ГПК" в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании кассационной инстанции, основания Для привлечения общества к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ отсутствуют, так как несоблюдение требуемых параметров эксплуатации измерительной системы "Алко-3", установленной в спиртохранилище для учета этилового спирта, используемого для призводства алкогольной продукции, не привело к искажению учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции. Кроме того, общество ссылается на несоблюдение административным органом положений статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении.
Управление в отзыве и дополнении кнему, а также его представителт в судебном заседании кассационной инстанции считают кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, а изложенные в ней доводы безосновательными.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой части.
Как установлено судом и следует из материалов дела, управлением во исполнение решения от 23.11.2007 N 48 проведена проверка деятельности ОАО "Комсомольский ГПК" по соблюдению лицензионных условий по ведению учета объемов производства алкогольной продукции; использованию этилового спирта для производства алкогольной продукции. Последнее осуществляет деятельность в сфере проиводства, хранения, поставки алкогольной продукции (спиртных напитков - водки, ликеро-водочных изделий, винных, слабоалкогольных напитков) на основании лицензии Б 068089 от 26.03.2007 сроком действия до 27.06.2011 и деятельность в сфере производства, хранения, поставки произведенных вин (виноградных, плодовых) на основании лицензии Б 068090 от 26.03.2007 сроком действия до 27.06.2011.
30.11.2007 по результатам проверки составлен акт контрольной проверки организации N 19-19/2-48, и по установленным в ходе проверки фактам в присутствии законного представителя - генерального директора общества составлен протокол N 19-19/48а об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 КоАП РФ - нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
12.12.2007 постановлением N 19-55/26551 о назначении административного наказания общество привлечено к админитративной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере восьмидесяти тысяч рублей.
Основанием для привлечения организации к административной ответственности явилось, как следует из постановления, несоблюдение требуемых параметров эксплуатации измерительной системы "Алко-3", установленной в спиртохранилище для учета этилового спирта, используемого для производства алкогольной продукции; проведение в период с 01.01.2007 по 15.05.2007 оценки достоверности учета объемов производства и оборотов этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не в соответствии с требованиями приказа Министерства финансов РФ от 02.11.2006 N 134н; превышение нормативного расхода спирта на производство водки: в 3 квартале 2006 года на 2 дал, в 3 квартале 2007 года на 34 дал; неправомерное применение норматива естественной убыли 2,1% вместо 0,93% при производстве водки, разливаемой на сувенирном участке в бутылки, не являющиеся сувенирной тарой, а также нарушение пунктов 2.6 и 6; 1.6.1, 6.11; 7.2 "Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта", утвержденной Минпищепромом СССР от 25.09.1985 и расхождение между данными Декларации об объемах производства и оборота алкогольной продукции и актами инвентаризации готовой продукции за 4 квартал 2006 года и 1 квартал 2007 года.
Проверяя указанное выше постановление налогового органа по заявлению общества, суд пришел к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в сумме 70000 руб., так как признал доказанным только нарушение последним порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и обороте, выразившееся в несоблюдении требуемых параметров эксплуатации измерительной системы "Алко-3", установленной в спиртохранилище для учета этилового спирта, используемого для производства алкогольной продукции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Комсомольский ГПК" производит учет поступающего этилового спирта измерительной системой "Алко-3" заводской номер 7030293, при этом организацией не соблюдаются требуемые параметры эксплуатации прибора, что привело к выявленным в ходе проверки недостоверным показаниям измерительной системы. В соответствии с техническими данными (технический паспорт эксплуатации объекта) температура измеряемой среды, поступающей в рабочую кювету спиртометра типа ИРФ-471М, должна быть не ниже плюс 10 градусов по Цельсию, между тем, температура принятого этилового спирта по показаниям прибора, как установлено проверкой, зафиксирована - минут 1,2 градуса по Цельсию.
Выводы суда о несоблюдении обществом условий эксплуатации измерительной системы и, как следствие, искажение показаний измерительной системы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: актом контрольной проверки от 30.11.2007 N 19-19/2-48, протоколом об административном правонарушении от этой же даты, актами установки причин отклонений, подписанными ООО "Интерфейс-Лифт" - организацией, уполномоченной заводом-изготовителем на техническое обслуживание, письмом вышеупомянутого юридического лица от 30.01.2008 N 10/08, данными паспорта на систему измерительную "Алко-3", которым судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ дана правовая оценка.
Доводы заявителя жалобы относительно того, что нарушение параметров эксплуатации прибора "Алко-3" не повлекло нарушений порядка учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, недостачи при учете спирта и алкогольной продукции, следовательно, не образует состава вмененного обществу административного правонарушения, обоснованно отклонены судом.
В соответствии со статьей 14.19 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и обороте.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ) под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Таким образом, закупка и хранение этилового спирта, используемого для производства алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, подпадает под понятие оборота этилового спирта, содержащееся в статье 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 14 вышеупомянутого Федерального закона установлено, что организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота. При этом в силу пункта 3 указанной статьи организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, должны декларировать объем использования этилового спирта.
Учет объема производства, оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям пункта 2 статьи 8 названного Федерального закона.
Согласно вышеупомянутому пункту статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования, поименованного в данном пункте, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции. Требования к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, техническим средствам фиксации и передачи указанной выше информации в единую государственную автоматизированную систему и порядок функционирования единой государственной автоматизированной системы определяется Правительством РФ.
Производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без их учета автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, в силу статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ запрещается.
Во исполнение вышеупомянутого Федерального закона Постановлением Правительства от 19.06.2006 N 380 утверждено Положение об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в соответствии с которым (пункт 8) показатели для учета объема производства продукции получают с применением автоматических средств измерения, в том числе до передачи на хранение закупленной продукции, не разлитой в потребительскую тару и используемой в качестве сырья для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 28.06.2006 N 396 утверждены "Требования к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции", а также по поручению Правительства РФ Минфином РФ издан приказ от 06.12.2006 N 162н "Об утверждении порядка оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическим средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции", также предусматривающий в целях обеспечения достоверности измерения и учета показателей при оснащении средствами измерений основного технологического оборудования, организациям, осуществляющим производство алкогольной продукции, устанавливать средства измерения в приемном отделении перед передачей на склад (спиртохранилище) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, используемых в качестве сырья в случае закупки (получения) готовой продукции.
Судом установлено, что в указанных целях организацией применяется система измерительная "Алко-3", предназначенная, согласно описанию типа средств измерения, для измерений и учета объема спирта, водки и водно-спиртовых растворов (далее - измеряемая среда), объемной концентрации (крепости) и объема этилового спирта, содержащегося в измеряемой среде, температуры измеряемой среды, а также подсчета количества бутылок. Данное средство измерения применяется для автоматического учета спирта при его производстве, отгрузке и получении, а также для формирования и передачи информации в единую государственную автоматизированную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС). Одним из условий применения указанного средства измерения является соблюдение температуры измеряемой среды, поступающей в рабочую кювету спиртометра (независимо от исполнения СВ - специализированного вычислителя), которая должны быть для спиртометра типа ИРФ-471М (в рассматриваемом случае) не ниже плюс 10 градусов по Цельсию. Пределы допускаемой абсолютной погрешности изменений температуры определены равными + 0,5 градусов по Цельсию.
Между тем, как установлено судом, подтверждается материалами дела и не опровергнуто заявителем, температура измеряемой среды - этилового спирта, согласно показаниям прибора зафиксирована - минус 1,2 градуса по Цельсию, что свидетельствует о несоблюдении требуемых параметров эксплуатации измерительной системы "Алко-3", установленной в спиртохранилище для учета этилового спирта, используемого для производства алкогольной продукции, и, соответственно, искажении его показаний.
Указанное нарушение устранено обществом после проведения проверки, о чем свидетельствует акт технического состояния измерительной системы "Алко-3" N 7030293 от 18.01.2008, подтверждающий установление подогревателя спирта на линии перед рефрактометром, входящим в измерительную систему, на подающем трубопроводе спирта в спирто-винохранилище ОАО "Комсомольский ГПК", и что было учтено судом при рассмотрении вопроса о размере административного штрафа.
При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция находит правильными выводы суда о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Не подтверждаются материалами дела и доводы заявителя о нарушении налоговым органом при составлении протокола об административном правонарушении положений статьи 28.2 КоАП РФ.
В остальной части решение суда обществом не обжаловалось и налоговым органом на указанную часть судебного акта кассационная жалоба не подавалась.
Нарушений норм процессуального права судом кассационной инстанции также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 12.03.2008 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-51/2008-89АП в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 июня 2008 г. N Ф03-А73/08-2/1689
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании