Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 июля 2008 г. N Ф03-А04/08-2/2378
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк" на решение от 03.03.2008, на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2008 по делу N А04-416/08-9/25 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Открытого акционерного общества "Восточный экспресс банк" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, 3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Агентство "Бизнес-оценка", о признании незаконным и отмене постановления от 23.01.2008 N А-205/2007.
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 3 июля 2008 года.
Открытое акционерное общество "Восточный экспресс банк" (далее - общество; банк) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - управление, административный орган) от 23.01.2008 N А-205/2007 о привлечении банка к административной ответственности по части 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Агентство "Бизнес-оценка".
Решением Арбитражного суда Амурской области от 03.03.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что факт нарушения банком установленного антимонопольным законодательством срока подачи уведомления о заключенном с ООО "Агентство "Бизнес-оценка" соглашении о сотрудничестве и вина заявителя подтверждаются материалами дела. Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ суды не установили.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, постановлением апелляционного суда, ОАО "Восточный экспресс банк" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению заявителя жалобы, спорное соглашение заключено в рамках осуществления обычной хозяйственной деятельности, в связи с чем банк не обязан был направлять уведомление о его заключении. Кроме этого, общество полагает, что направление уведомления в административный орган самостоятельно без запроса банка, а также отсутствие у территориальных подразделений Федерального антимонопольного органа единого подхода к определению критериев обычной хозяйственной деятельности банков, свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 07.06.2007 между ОАО "Восточный экспресс банк" и ООО "Агентство "Бизнес-оценка" заключено соглашение о сотрудничестве с риэлтерской компанией N 13, целью которого является осуществление сторонами взаимного сотрудничества по оказанию информационных, консультационных и иных видов услуг в сфере развития рынка ипотечного кредитования в г. Благовещенске.
06.12.2007 в адрес управления поступило уведомление от 05.10.2007 о заключении вышеуказанного соглашения.
Определением от 17.12.2007 по факту нарушения сроков подачи уведомлений, установленных антимонопольным законодательством, управлением возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По окончании административного расследования должностным лицом антимонопольного органа составлен протокол об административном правонарушении от 15.01.2008 N 29 и принято постановление от 23.01.2008 N А-205/2007 о привлечении ОАО "Восточный экспресс банк" к административной ответственности по части 4 статьи 19.8 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 150000 руб.
Не согласившись с постановлением антимонопольного органа, банк обратился с заявлением в арбитражный суд о признании его незаконным и отмене.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на наличие у банка обязанности уведомить в установленном порядке антимонопольный орган о совершении сделки. В связи с ненадлежащим исполнением данной обязанности, суды сочли правомерным привлечение банка к административной ответственности по части 4 статьи 19.8 КоАП РФ.
Объективную сторону вменяемого административного правонарушения образует непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи уведомлений (часть 4 статьи 19.8 КоАП РФ).
Согласно части 9 статьи 35 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-Ф3) финансовые организации обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с любыми организациями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением:
1) соглашений между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации;
2) соглашений, являющихся договорами о предоставлении финансовых услуг;
3) соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности.
Приведенный перечень исключений является исчерпывающим.
Обязанность уведомить федеральный антимонопольный орган о достижении соглашения в письменной форме исполняется лицом, достигшим соглашения, в течение пятнадцати дней с даты его достижения (часть 12 статьи 35 Федерального закона N 135-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела, уведомление от 05.10.2007 о заключении 07.06.2007 соглашения между ОАО "Восточный экспресс банк" и ООО "Агентство "Бизнес-оценка", предметом которого является долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество сторон в целях оказания услуг в сфере развития рынка ипотечного кредитования, в установленный законом срок в управление не направлялось. Данный факт не оспаривается заявителем, полагающим, что характер этого соглашения не требует обязательного уведомления о нем антимонопольного органа применительно к части 9 статьи 35 Федерального закона N 135-Ф3.
Проанализировав условия соглашения от 07.06.2007, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что оно не является соглашением о предоставлении финансовых услуг и не относится к категории сделок, заключаемых финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении требования банка о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 23.01.2008 N А-205/2007.
Довод заявителя о малозначительности правонарушения был предметом исследования в судах обеих инстанций и правомерно ими отклонен ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть освобождено от административной ответственности.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Как установили судебные инстанции, с учетом конкретных обстоятельств дела, основания для освобождения банка от административной ответственности ввиду малозначительности отсутствуют. Данное правонарушение посягает на охраняемые отношения в сфере государственного управления, защиты конкуренции, ограничении монополистической деятельности, создания условий для эффективного функционирования товарных рынков. На этом основании суды пришли к выводу о том, что совершенное банком правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и не может быть признано малозначительным.
Доводы заявителя жалобы фактически направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющей полномочия суда кассационной инстанции, подлежат отклонению.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 03.03.2008, постановление от 17.04.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А04-416/08-9/25 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как усматривается из материалов дела, уведомление от 05.10.2007 о заключении 07.06.2007 соглашения между ОАО "Восточный экспресс банк" и ООО "Агентство "Бизнес-оценка", предметом которого является долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество сторон в целях оказания услуг в сфере развития рынка ипотечного кредитования, в установленный законом срок в управление не направлялось. Данный факт не оспаривается заявителем, полагающим, что характер этого соглашения не требует обязательного уведомления о нем антимонопольного органа применительно к части 9 статьи 35 Федерального закона N 135-Ф3.
...
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть освобождено от административной ответственности.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 июля 2008 г. N Ф03-А04/08-2/2378
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании