Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 июля 2008 г. N Ф03-А73/08-1/1313
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ОАО "РЖД": И.В. Козерод, ведущий юрисконсульт, доверенность от 11.12.2007 N 685, от ФГП "ВОЖТ РФ": В.Г. Шулимов, представитель, доверенность б/н от 04.10.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Босфор" на решение от 24.12.2007 по делу N А73-9457/2007-30 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску общества с ограниченной ответственностью "Босфор" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", третьи лица: ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", ПРУП "Минский автомобильный завод", о взыскании 23370 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Босфор" (далее - ООО "Босфор", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", железная дорога) о взыскании ущерба в сумме 23370 руб., причиненного несохранной перевозкой груза.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Производственное республиканское унитарное предприятие "Минский автомобильный завод" (далее - завод) и Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФГП "ВОЖТ РФ", охранное предприятие).
Решением суда от 24.12.2007 в удовлетворении исковых требований отказано по мотиву отсутствия вины перевозчика в недостаче груза.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого решения проверяется судом кассационной инстанции по жалобе ООО "Босфор", в которой заявитель просит его отменить, поскольку выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, сделаны с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права - статей 65, 168, 170 АПК РФ, и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
В обоснование жалобы заявитель указал на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что перевозка груза осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя. Ссылается на наличие в железнодорожной накладной отметки, свидетельствующий о том, что груз принят железной дорогой к перевозке под собственной охраной. Об этом также, по мнению общества, свидетельствует счет-фактура железной дороги от 15.12.2006, сумма за указанные в ней услуги перечислена платежным поручением от 06.12.2006 N 233. В этой связи заявитель жалобы полагает, что в силу статьи 403 ГК РФ и статей 95, 118 УЖТ РФ перевозчик не может быть освобожден от ответственности за недостачу груза. Кроме того, ссылается на неправильное применение судом (неприменение) Приложения N 2 к Приказу МПС РФ от 18.06.2003 N 38.
В отзыве на кассационную жалобу ФГП "ВОЖТ РФ" выразило несогласие с кассационной жалобой. Считает, что доказательства вины железной дороги и охранного предприятия в деле отсутствуют, тогда как грузоотправитель нарушил правила погрузки автотранспортной техники.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ФГП "ВОЖТ РФ" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу. При этом пояснил, что его отношения с перевозчиком с 2003 года регулируются агентским договором.
Представитель ОАО "РЖД" также не согласился с доводами кассационной жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене. При этом ссылается на отсутствие своей вины в несохранности груза и на нарушение грузоотправителем правил погрузки тракторов.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемого решения с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает его подлежащим отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ПРУП "Минский автомобильный завод" во исполнение контракта от 16.02.2006 N 845/158-06/392 (с учетом дополнительных соглашений к нему) по железнодорожной накладной N 07745836 со станции Шабаны Белорусской железной дороги 23.11.2006 отправил груз - тракторы колесные для полуприцепов в адрес ООО "Босфор".
По прибытии груза на станцию назначения Хабаровск 2 ДВЖД обнаружена недостача комплектующих деталей, о чем составлен коммерческий акт от 11.12.2006 N К412234 Г-845.
ООО "Босфор" 11.05.2007 в адрес железной дороги направлена претензия о возмещении ущерба, которая письмом от 12.07.2007 оставлена перевозчиком без удовлетворения, что явилось основание для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, руководствуясь статьями 95, 118 УЖТ РФ, исходил из того, что перевозка груза осуществлялась под ведомственной охраной железнодорожного транспорта, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения ответственности за несохранность груза на перевозчика.
В соответствии со статьей 118 УЖТ РФ (абзац 3 ч. 1) перевозчик освобождается от ответственности за необеспечение сохранности груза, если перевозка осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорный груз шел в сопровождении охранного предприятия по договору, заключенному с грузоотправителем либо с грузополучателем.
Кроме того, в нарушение положений статьи 71 АПК РФ суд не дал оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности: счету-фактуре от 15.12.2006, выставленной ОАО "РЖД" на оплату ООО "Босфор" за охрану и сопровождение груза (л.д 27); письму ФГП "ВОЖТ РФ" от 21.12.2007 N 16-э-26/345 об отсутствии договорных отношений с ООО "Босфор" (л.д. 58), железнодорожной накладной N 07745836, содержащей в графах 9, 10 отметку "охрана железной дороги 145201".
Довод заявителя жалобы о неправильном применении судом Правил перевозки грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей (утверждены Приказом МПС России от 18.06.2003 N 38, редакция от 16.01.2006) отклоняется, так как тракторы и их части, не бывшие в эксплуатации, входят в Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования (Приложение N 3 к Приказу МПС России от 18.06.2003 N 38).
С учетом изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене на основании статьи 288 (ч.ч. 1, 3) АПК РФ как принятое с нарушением норм процессуального права, что могло привести к принятию неправильного решения.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и с соблюдением норм процессуального права, на основе оценки имеющихся в деле, а в случае необходимости, вновь представленных доказательств, разрешить спор, установив имеющие значение для дела обстоятельства, лицо, ответственное за сохранность сопровождаемого груза.
В соответствии с частью 3 статьи 289 АПК РФ суду необходимо решить вопрос распределения государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 24.12.2007 по делу NА73-9457/2007-30 Арбитражного суда Хабаровского края отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином судебном составе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, руководствуясь статьями 95, 118 УЖТ РФ, исходил из того, что перевозка груза осуществлялась под ведомственной охраной железнодорожного транспорта, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения ответственности за несохранность груза на перевозчика.
В соответствии со статьей 118 УЖТ РФ (абзац 3 ч. 1) перевозчик освобождается от ответственности за необеспечение сохранности груза, если перевозка осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя или грузополучателя.
...
Довод заявителя жалобы о неправильном применении судом Правил перевозки грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей (утверждены Приказом МПС России от 18.06.2003 N 38, редакция от 16.01.2006) отклоняется, так как тракторы и их части, не бывшие в эксплуатации, входят в Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования (Приложение N 3 к Приказу МПС России от 18.06.2003 N 38)."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 июля 2008 г. N Ф03-А73/08-1/1313
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании