Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 июля 2008 г. N Ф03-А73/08-1/2353
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от администрации г. Хабаровска: С.В. Безлепкина, начальник отдела, доверенность от 20.04.2007 N 1.33-202, от ТУ ФАУФИ по ХК: А.Г. Саутина, специалист доверенность от 05.09.2007 N 28к/369/1285 2.1-08, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Хабаровска на решение от 29.01.2008, на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2008 по делу N А73-12571/2007-29 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению администрации г. Хабаровска к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю о признании недействительным распоряжения от 04.07.2007 N 1058.
Резолютивная часть постановления объявлена 01.07.2008. Полный текст постановления изготовлен 07.07.2008.
Администрация г. Хабаровска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (далее - Управление, ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю) от 04.07.2007 N 1058 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск".
Решением суда от 29.01.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2008, в удовлетворении заявления отказано.
Законность обжалуемых судебных актов проверяется в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Администрации, которая просит принятые по делу судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, на неправильное применение судами постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374. Считает, что ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю оспариваемым распоряжением передает в муниципальную собственность имущество, не принадлежащее Российской Федерации, в связи с отсутствием зарегистрированного права Российской Федерации на спорное общежитие. Указывает на то, что распоряжение как принятое с нарушением действующего законодательства возлагает на муниципальное образование незаконную обязанность по содержанию передаваемого объекта. Кроме того, ссылается на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П, предусматривающего необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность, согласования действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Представитель ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю выразил несогласие с доводами жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как установлено судом, 04.07.2007 Управлением издано распоряжение N 1058 о безвозмездной передаче объектов недвижимости - "общежитие", составляющее казну Российской Федерации, расположенных по адресу: г. Хабаровск, ул. Кочнева, 8, Лит. А; в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск".
Администрация, полагая, что данное распоряжение издано в нарушение действующего законодательства, поскольку при решении вопроса о передаче имущества в муниципальную собственность ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю предварительно не получило согласие у органа местного самоуправления на его принятие, не подготовило соответствующий пакет документов (в представленном в ДМС г. Хабаровска пакете документов имеется выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, согласно которой право федеральной собственности на передаваемое общежитие не зарегистрировано), не решило вопрос об одновременной передаче земельного участка и незаконно возлагает на муниципальное образование обязанность по содержанию имущества, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявления Администрации о признании распоряжения от 04.07.2007 N 1058 недействительным, арбитражные суды исходили из того, что данный ненормативный правовой акт издан Управлением в пределах его компетенции, не противоречит нормам действующего законодательства, регулирующим порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.04.2004 N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" полномочия по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность делегированы территориальным органам ФАУФИ.
Следовательно, вывод арбитражных судов об издании Управлением оспариваемого распоряжения в пределах его полномочий соответствует нормам материального права.
Как следует из материалов дела, на основании оспариваемого распоряжения в муниципальную собственность безвозмездно подлежат передаче общежитие и земельный участок.
В соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся к муниципальной собственности.
В силу пунктов 4, 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание муниципального жилого фонда, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом также отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Таким образом, установив, что общежитие, указанное в приложении к распоряжению от 04.07.2007 N 1058, в силу прямого указания закона относится к муниципальной собственности, находится на территории муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" и его содержание относится к вопросам местного значения городского округа, арбитражный суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к правильному выводу о соответствии указанного распоряжения требованиям Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и других вышеуказанных нормативных правовых актов.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что ТУ ФАУФИ по Хабаровскому краю оспариваемым распоряжением передает в муниципальную собственность имущество, не принадлежащее Российской Федерации, в связи с отсутствием зарегистрированного права Российской Федерации на спорное общежитие, судом кассационной инстанции во внимание не принимается, поскольку факт принадлежности передаваемого общежития Российской Федерации подтверждается выпиской из реестра федерального имущества, направлявшейся в адрес ДМС г. Хабаровска вместе с актом приема-передачи.
Необходимость волеизъявления органа местного самоуправления, на которую ссылается заявитель кассационной жалобы, имеет место при принятии решения об изъятии и передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О), тогда как по настоящему спору заявитель жалобы ссылается на необходимость такого волеизъявления при передаче имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в муниципальную собственность.
Ссылка Администрации на выводы, содержащиеся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П, не может быть принята во внимание, поскольку названным Определением положения абзацев 6 и 7 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ не признаны противоречащими Конституции Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы во внимание суда не принимаются, поскольку не влияют на выводы суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления Администрации.
Нарушений либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, арбитражными судами не допущено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 29.01.2008, постановление от 29.04.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-12571/2007-29 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 4, 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержание муниципального жилого фонда, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом также отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Таким образом, установив, что общежитие, указанное в приложении к распоряжению от 04.07.2007 N 1058, в силу прямого указания закона относится к муниципальной собственности, находится на территории муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" и его содержание относится к вопросам местного значения городского округа, арбитражный суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к правильному выводу о соответствии указанного распоряжения требованиям Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и других вышеуказанных нормативных правовых актов.
...
Необходимость волеизъявления органа местного самоуправления, на которую ссылается заявитель кассационной жалобы, имеет место при принятии решения об изъятии и передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О), тогда как по настоящему спору заявитель жалобы ссылается на необходимость такого волеизъявления при передаче имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в муниципальную собственность.
Ссылка Администрации на выводы, содержащиеся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П, не может быть принята во внимание, поскольку названным Определением положения абзацев 6 и 7 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ не признаны противоречащими Конституции Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 июля 2008 г. N Ф03-А73/08-1/2353
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании