Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 июля 2008 г. N Ф03-А73/08-1/2615
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Министерства финансов РФ - Морозов B.C., представитель по доверенности от 10.01.2008 N 88, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 11,04.2008 по делу N А73-13182/2007-47 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Администрации города Комсомольска-на-Амуре к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края о взыскании 2153665 руб. 13 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2008 года.
Муниципальное образование городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Администрации города Комсомольска-на-Амуре обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края о взыскании 2153665 руб. 13 коп. расходов, связанных с предоставлением в 2004 году гражданам льгот по оплате проезда к месту отпуска и обратно, в соответствии с Законом от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
До принятия решения истец в порядке статьи 49 АПК РФ уменьшил исковые требования на 239645 руб. 59 коп., составляющих расходы истца, понесенные в 2003 и 2005 годах.
Решением суда от 11.04.2008 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. В иске к Министерству финансов Хабаровского края отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Суд первой инстанции исходил из того, что Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ не исполнила установленные законом расходные полномочия - не обеспечила субъект РФ - Хабаровский край финансовыми средствами для реализации в полном объеме льгот, предусмотренных Законом "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, которое просит его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы заявитель указывает, что в возмещение расходов истцом включена стоимость различных сборов; в подтверждение иска представлены билеты, по которым невозможно определить дату проезда; суммы указанные в авансовых отчетах не соответствуют суммам, указанным в билетах. Также заявитель считает, что данные расходы должны возмещаться за счет работодателей.
В заседании суда представитель ответчика доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Представитель истца, несмотря на надлежащее извещение, в заседание суда не явился.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, муниципальное образование г. Комсомольск-на-Амуре в лице Администрации г. Комсомольска-на-Амуре в 2004 году осуществляло за счет средств местного бюджета компенсацию расходов, связанных с проездом к месту отдыха и обратно работникам муниципальных учреждений и муниципальных служащих в соответствии с ФЗ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В связи с невозмещением истцу расходов по предоставлению льгот на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Объем произведенных Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре этой категории граждан выплат подтверждается предоставленными в суд отдельными списками работников бюджетных учреждений, воспользовавшихся льготой по проезду в отпуск и обратно, первичными документами (расходными кассовыми ордерами, копиями билетов, авансовыми отчетами и т.д.). Затраты на оплату расходов за пользование постельными принадлежностями также обоснованно включены в сумму исковых требований, поскольку согласно разъяснениям Министерства финансов РФ от 19.03.2002 N 14-4-06/6 о порядке применения Закона от 19.02.1993 N 4520-1 предприятия, учреждения и организации, расположенные в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностям, компенсируют работникам на основании представленных билетов и квитанций расходы по оплате проезда к месту использования отдыха и обратно, включая налоги и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с действующим законодательством. К ним относятся суммы налога с продаж, страховой сбор по обязательному личному страхованию пассажиров на транспорте, оплата услуг по предварительному оформлению проездных документов, расходы за пользование постельными принадлежностями.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Так в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет предприятий, учреждений, организаций проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа до 30 килограммов.
Кроме этого, данные выплаты, осуществляемые предприятиями и организациями, установлены и гарантированы государством, а потому должны компенсироваться из федерального бюджета. Данная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.1999 N 15-0.
Источником финансирования затрат на указанные государственные гарантии в статье 4 Закона РФ N 4520-1 указан бюджет Российской Федерации.
При этом Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" на Правительство РФ возлагалась обязанность до 01.09.1993 привести решения в соответствие с указанным Законом, разработать и принять нормативные акты, вытекающие из него. Однако данные требования на рассматриваемый период не исполнены.
В ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то исполнение этих обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование таких обязательств должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ средства для реализации этих льгот должны передаваться в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субсидий и субвенций целевым назначением.
ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" средства на компенсацию льгот, установленных Законом "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не предусматривались, соответственно в бюджет субъекта Российской Федерации - Хабаровский край не передавались.
Таким образом, судом учтено, что в спорный период средства на финансирование данного вида расходов из федерального бюджета не поступали и обязанность по возмещению убытков истцу правомерно возложена на Российскую Федерацию из-за непредоставления бюджету субъекта РФ необходимых денежных средств в целях компенсации спорного объема льгот местному бюджету в порядке, предусмотренном статьями 18, 84, 130 Бюджетного кодекса РФ.
Доводы заявителя о том, что указанные расходы должны компенсироваться работодателем из собственных средств, судом кассационной инстанции отклоняются, так как в данном случае к возмещению предъявлены расходы бюджетной организации, поэтому в данном случае ответственность за неисполнение федерального законодательства о льготах лежит на Российской Федерации в лице его финансового органа.
Возражения ответчика по поводу того, что истцом представлены документы на оплату проезда заграницу Глушко Л.Н., необоснованны, поскольку авансовым отчетом от 18.08.2004 N 18 не подтверждается, что последней был оплачен тариф от Москвы до Симферополя и обратно на сумму 6065 руб.
Иные доводы жалобы судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку судом кассационной инстанции не установлено неправильного применения судом норм материального права и нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, то основания для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 11.04.2008 по делу N А73-13182/2007-47 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 июля 2008 г. N Ф03-А73/08-1/2615
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании