Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 августа 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2444
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: В.Ю. Михаиленко, начальник департамента правовой деятельности, доверенность от 01.01.2008 N ДЭК-20/179Д, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 05.12.2007, постановление от 11.04.2008 по делу N А51-1287/2005 32-398 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" к Администрации муниципального образования г. Артема, дочернему открытому акционерному обществу "Шахтоуправление "Дальневосточное", Министерству энергетики РФ, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 630715 руб. 49 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 5 августа 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 6 августа 2008 года.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" в лице Артемовского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования г. Артема, дочернему открытому акционерному обществу "Шахтоуправление "Дальневосточное", Министерству энергетики РФ, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 630715 руб. 49 коп. убытков в связи с предоставлением льгот по оплате за энергетические ресурсы по ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности".
Решением суда от 05.12.2007, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.04.2008, иск удовлетворен в сумме 630715 руб. 49 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, остальные ответчики от ответственности освобождены. Принимая его, суд указал на невыделение средств из федерального бюджета на оплату этих льгот, отсутствие механизма их реализации в период реструктуризации угольной промышленности.
Решением (дополнительным) от 27.02.2008 суд взыскал с Министерства финансов Российской Федерации в доход федерального бюджета 12807 руб. 15 коп. государственной пошлины.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, считающего их незаконными и подлежащими отмене.
Заявитель полагает, что расходы по предоставлению льгот действующее законодательство возлагает за счет организации по добыче (переработке) угля, которая средства на эти цели перечисляет в местный бюджет. Такой организацией в данном случае является ДОАО "Шахтоуправление "Дальневосточное", не ликвидированное до настоящего времени.
Также он указал на то, что согласно Постановлению Правительства РФ N 1523 от 03.12.1997 "О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности" главным распорядителем средств, направляемых на социальную защиту работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией угольной промышленности, членов их семей, пенсионеров, которая включает в том числе обеспечение бесплатным (пайковым) углем для бытовых нужд, но не освобождение от уплаты за энергетические ресурсы, является Министерство энергетики РФ.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ДЭК" выразило несогласие с доводами, изложенными в ней, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, не подлежащими отмене.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель ОАО "ДЭК" поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит жалобу необоснованной, а поэтому не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общая сумма расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением в 2002-2004 годах льгот по оплате тепловой энергии, составила 630715 руб. 49 коп., невозмещение которой послужило основанием для предъявления настоящего иска.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21 ФЗ N 81-ФЗ от 20.06.1996 "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" работники организаций по добыче (переработке) угля, пенсионеры, пенсии которым назначены в связи с работой в организациях по добыче (переработке) угля, инвалиды труда, инвалиды по общему заболеванию, если они пользовались этим правом до получения инвалидности, семьи работников, погибших (умерших) в организациях по добыче (переработке) угля, если жена (муж), родители, дети и (или) другие нетрудоспособные члены семьи получают пенсии по случаю потери кормильца, вдовы работников организаций по добыче (переработке) угля, проживающие в благоустроенном жилье в городских и сельских поселениях, при расчете за коммунальные услуги освобождаются за счет средств организаций по добыче (переработке) угля от оплаты за энергетические ресурсы, средства на эти цели перечисляются в местный бюджет организациями по добыче (переработке) угля.
Рассматривая спор, арбитражный суд обоснованно сослался на статьи 72, 76 Конституции РФ, статьи 6, 9 ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ, производящих разделение полномочий РФ и субъектов РФ в области социальной защиты населения по уровню государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение. Обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, являются реализацией полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.1997 N 1523 "О государственном финансировании мероприятий реструктуризации угольной промышленности" финансирование из федерального бюджета мероприятий по социальной защите трудящихся признано приоритетным направлением реструктуризации угольной промышленности (пункт 1), и оно включено в Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансированных за счет средств государственной поддержки (пункт 3).
Указанным Постановлением Правительства РФ утверждено Положение о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, где в пункте 10 указывалось, что финансирование данных мероприятий осуществляется в рамках бюджетных назначений, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с данным Постановлением Правительства РФ Приказом Минфина РФ от 17.11.1998 N 53н утвержден Порядок финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. Главным распорядителем средств государственной поддержки является Минэнерго России, получателями этих средств - органы местного самоуправления шахтерских городов и поселков, организации, предприятия угольной промышленности.
В пункте 3.2.2 Порядка в качестве затрат на мероприятия по социальной защите работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией угольной промышленности, включены и рассматриваемые льготы, представленные согласно ФЗ от 20.06.1996 N 81-ФЗ, в связи с чем доводы кассационной жалобы об отсутствии законодательного установления данной льготы необоснованны.
При таких обстоятельствах арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что источником финансирования реализации указанного Федерального закона является федеральный бюджет.
Поскольку материалы дела свидетельствуют об отсутствии в федеральных законах о федеральном бюджете на 2002 и 2003, 2004 годы утвержденных на эти цели денежных средств, то арбитражный суд правомерно возложил обязанность по возмещению истцу спорных расходов на казну РФ в лице Минфина РФ на основании статей 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ.
Доказательств нецелевого использования бюджетных средств в 2002 -2004 годах не имеется.
Неоснователен довод Министерства финансов РФ о том, что оно освобождено от оплаты государственной пошлины, поскольку в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Законодательством не предусмотрено их освобождение при подаче апелляционных и кассационных жалоб по делам, в которых они выступали в качестве ответчиков.
Иные доводы кассационной жалобы также были предметом исследования в суде обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 05.12.2007, постановление от 11.04.2008 по делу N А51-1287/2005 32-398 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 августа 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2444
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании