Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 8 августа 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2473
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 26.03.2008 по делу N А51-13954/2007 36-32 Арбитражного суда Приморского края, по иску общества с ограниченной ответственностью "Консул" к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации Кировского муниципального района о взыскании 27645 руб. 93 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Консул" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департаменту финансов Администрации Приморского края, Администрации Кировского муниципального района о взыскании 27,645 руб. 93 коп., составляющих задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с января по октябрь 2004 года.
Решением от 26.03.2008 иск удовлетворен в полном объеме за счет казны Российской Федерации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, в которой заявитель просит отменить решение от 26.03.2008, считая, что оно принято с нарушением судом норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов. Кроме того, указывает на пропуск истцом срока исковой давности, а также на неправомерность включения в сумму задолженности налога на добавленную стоимость.
Представители сторон в заседание суда не явились, несмотря на надлежащее извещение.
При проверке законности принятого по настоящему делу решения установлено, что отмене либо изменению оно не подлежит по следующим основаниям.
Спор возник в связи с предоставлением МУП "Жилищно-ремонтная эксплуатационная контора" в период с января по октябрь 2004 года льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг работникам Отдела культура администрации Кировского района, проживающим и работающим в сельской местности. Часть понесенных расходов по предоставлению указанных льгот в размере 27645,93 МУП "Жилищно-ремонтная эксплуатационная контора" не возмещены.
09.10.2006 между МУП "ЖРЭК" и ООО "Консул" заключено соглашение об уступке права требования, в том числе задолженности за предоставленные льготы жителям Кировского района в сумме 27645 руб. 93 коп., согласно акта сверки взаиморасчетов с Администрацией Кировского района Приморского края по состоянию на 01.05.2006.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Культурно-просветительным работникам, проживающим в сельской местности, в соответствии со статьей 55 Основ законодательства РФ о культуре, статьей 24 Закона РСФСР "О социальном развитии села", статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, Постановлением Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 26.01.1988 N 31 "О предоставлении льгот работникам культурно-просветительных учреждений, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках" предоставляется право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъекта Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрена компенсация фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с пунктом 3 Правил Министерство финансов РФ предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 Правил цели, согласно пунктам 4 и 5 Правил субсидии перечисляются органами Федерального казначейства на балансовый счет субъекта РФ и расходуются органами власти субъектов РФ самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством.
Как видно из представленных документов, всего из Фонда компенсаций федерального бюджета в бюджет субъекта РФ - Приморский край в 2004 году поступило 39698,8 тыс. рублей в пределах средств, утвержденных законом РФ о федеральном бюджете. Денежные средства в полном объеме распределены между муниципальными образованиями Приморского края. Муниципальному образованию Кировского района для предоставления льгот специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, перечислены средства в размере 2612 тыс. рублей. Между тем указанные средства не покрыли в полном объеме расходы муниципального бюджета на возмещение организациям, предоставившим льготы по оплате ЖКУ работающим и проживающим в сельской местности специалистам.
Доказательств нецелевого использования субъектом РФ и муниципальным образованием средств на компенсацию льгот Министерством финансов не представлено.
ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003 обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, отнесены к полномочиям Российской Федерации в области социальной защиты, финансирование которых должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Поскольку Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ не исполнила свои обязательства по финансированию в бюджет субъекта РФ субсидий в полном объеме для реализации установленных федеральным законодательством льгот специалистам, суд правомерно удовлетворил требования за счет казны РФ.
Такое решение соответствует Постановлению Правительства от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года", согласно которому на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов, статье 132 Конституции Российской Федерации и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154-ФЗ.
Все доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка.
Исходя из изложенного, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены постановления апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 26.03.2008 по делу N А51-13954/2007 36-32 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 августа 2008 г. N Ф03-А51/08-1/2473
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании