Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 июля 2008 г. N Ф03-А59/08-2/2739
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Собрания муниципального образования городской округ "Охинский" г.Оха на решение от 08.05.2008 по делу N А59-415/2008-С13 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Открытого акционерного общества "Сахалинморнефтемонтаж" к Собранию муниципального образования городской округ "Охинский" г. Оха об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2008 года.
Открытое акционерное общество "Сахалинморнефтемонтаж" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействующей статьи 2 Положения "О ставках арендной платы за пользование земельными участками", утвержденного решением Собрания муниципального образования городской округ "Охинский" от 23.11.2006 N 3.15-1 "Об утверждении Положения о ставках арендной платы за пользование земельными участками".
Решением суда от 08.05.2008 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый нормативный акт противоречит требованиям Земельного кодекса РФ, Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
Законность, обоснованность решения Арбитражного суда Сахалинской области проверяются в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, по кассационной жалобе Собрания муниципального образования городской округ "Охинский", полагающего, что принятое решение противоречит нормам материального права, а вывод суда о нарушении прав ОАО "Сахалинморнефтемонтаж" несоответствующим фактическим обстоятельствам дела. Считает, что права ОАО "Сахалинморнефтемонтаж" не нарушаются, поскольку общество арендную плату не производит с 01.01.2007.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене оспариваемого решения суда.
Как следует из материалов дела, решением Собрания муниципального образования городской округ "Охинский" от 23.11.2006 N 3.15-1 утверждено Положение "О ставках арендной платы за пользование земельными участками". В статье 2 данного Положения установлен порядок расчета арендной платы за пользование земельными участками, распоряжение которыми осуществляет муниципальное образование городской округ "Охинский". Согласно установленного порядка арендная плата рассчитывается как произведение базовой ставки арендной платы, равной 3 (три) рублям за 1 кв.м. в год, площади земельного участка, коэффициента, отражающего зависимость арендной платы от функционального использования и территориальной зоны и повышающего коэффициента, отражающего зависимость арендной платы от площади земельного участка.
ОАО "Сахалинморнефтемонтаж" является арендатором земельных участков в соответствии с договорами аренды N 93 от 29.05.2003, N 94 от 29.05.2003, N 156 от 01.01.2004, N 157 от 01.01.2004, N 158 от 01.01.2004, N 163 от 01.01.2004, N 164 от 01.01.2004, N 236 от 17.05.2004, N 299 от 30.06.2003, N 300 от 30.06.2004.
Полагая, что установленный Положением порядок расчета арендной платы, утвержденный решением Собрания муниципального образования городской округ "Охинский" приводит к увеличению размера арендной платы, оспорило его в судебном порядке.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (в редакции от 01.09.2006) установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Исходя из вышеизложенного, арбитражным судом сделан правомерный вывод о том, что оспариваемый нормативный акт принят компетентным органом в соответствии с предоставленными ему полномочиями и данный спор относится к подведомственности арбитражного суда, поскольку затрагивает интересы заявителя в экономической деятельности.
Согласно положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в районах Крайнего Севера, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Советом Министров СССР от 10.11.1967 N 1029, Охинский район Сахалинской области отнесен к районам Крайнего Севера.
Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ" введена в действие глава 31 "Земельный налог", согласно которой сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Согласно статье 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Судом установлено, что с учетом максимальной ставки земельного налога, установленной статьей 394 Налогового кодекса РФ и кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Сахалинской области, результаты которой утверждены постановлением Администрации Сахалинской области от 05.09.2006 N 200-па, сумма земельного налога значительно ниже размера арендной платы, исчисленной на основании оспариваемого в части Положения.
При изложенных выше обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о несоответствии статьи 2 Положения "О ставках арендной платы за пользование земельными участками" Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ и Земельному кодексу РФ.
Не влияет на правильность выводов суда довод заявителя кассационной жалобы о том, что к ОАО "Сахалинморнефтемонтаж" подлежат применению "Переходные положения", содержащие в разделе N 3 оспариваемого Положения, в соответствии с которыми для земельных участков, пользователи которых переоформили или будут переоформлять право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, ставка арендной платы применяется равной ставке земельного налога и рассчитывается по договору аренды без применения коэффициента, поскольку для проверки законности статьи 2 Положения "О ставках арендной платы за пользование земельными участками" так как это обстоятельство не имеет правового значения, так же как и наличие у ОАО задолженности по арендной плате.
Руководствуясь статьями 274, 284-286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 08.05.2008 по делу N А59-415/2008-С13 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 июля 2008 г. N Ф03-А59/08-2/2739
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании